Электромобили в России: стоит ли покупать в 2025 году?

Электромобили в России: стоит ли покупать в 2025 году?

Журнал 20.10.25
К 2025 г. электрические автомобили перестали быть экзотикой в РФ, хотя и не пользуются большой популярностью. Основной причиной не слишком большой тяги к «электричкам» является ограниченность сети зарядных станций. При этом электромобиль отлично подходит для повседневной эксплуатации в большом городе и не требует ощутимых затрат на содержание.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
У человека, желающего приобрести новый или подержанный автомобиль, всегда есть выбор – купить машину с традиционным ДВС либо найти вариант с гибридной силовой установкой или электрическим двигателем. Обладание «электричкой» накладывает некоторые ограничения на поездки в регионы или районы с отсутствующей инфраструктурой зарядных станций. Для таких условий больше подойдут автомобили с ДВС – проблем с заправкой не будет, хотя и есть риск залить в бак некачественное топливо на провинциальной АЗС, принадлежащей частнику либо мелкой компании.

Электрический автомобиль удобен для городской эксплуатации и поездок по регионам с развитой инфраструктурой зарядных станций. Важно понимать, что заявляемый производителями пробег без подзарядки достижим только при соблюдении всех требований. Постоянные резкие разгоны, движение на высокой скорости, низкая температура воздуха – все эти факторы приводят к уменьшению запаса хода в 1,5-2 раза и более. Автомобиль с ДВС заправляется всего пару минут, с электричкой придется потратить около часа при условии достаточной мощности зарядной станции.

Сеть зарядных станций


Во многих публикациях в российских СМИ озвучиваются радужные планы создания к 2030 г. сети из более чем 25 тыс. зарядных станций на территории не только центральных областей РФ, но и на периферии. При этом покупка электромобиля в 2025 г. создаст определенные сложности с зарядкой, которые частично решаются установкой станции в частном доме. Максимальная концентрация общественных зарядных станций наблюдается только в крупных российских городах, в областных центрах ситуация гораздо печальнее. Таким образом, перед покупкой электрического автомобиля нужно сперва изучить актуальную ситуацию с зарядными станциями – ездить на машине необходимо сейчас, а не через 5 лет.

Климатические условия


Снижение температуры окружающей среды неизбежно приводит к падению емкости тяговой батареи и сокращению запаса хода. Часть электроэнергии расходуется на обогрев салона, хотя системы микроклимата современных электромобилей весьма эффективны и потребляют немного электроэнергии. Сокращение запаса хода составит до 25%, что обеспечивает дальность хода без подзарядки примерно около 400 км при полностью исправной батарее. По мере деградации ячеек емкость будет снижаться и зимой запас хода может сократиться до 150-200 км, которых вполне достаточно для повседневной эксплуатации внутри города.

При междугородних поездках всегда целесообразно ознакомиться с местами расположения зарядных станций и пополнять запас электроэнергии заранее, не дожидаясь полного разряда. В противном случае можно приехать на станцию с минимально заряженной батареей и столкнуться с неисправностью оборудования или большой очередью. При остатке заряда 10-20% удастся без проблем доехать до другой станции, а при разряженной батарее водитель столкнется с проблемами (особенно при неисправном или отключенном зарядном оборудовании).

Стоимость


Цена электромобиля зависит от его оснащенности и других факторов. Покупатель, поставивший перед собой задачу стать владельцем действительно хорошего электромобиля, едва ли станет сильно задумываться о затратах. В России есть несколько заводов, производящих (собирающих) перелицованные китайские автомобили. Вообще, почти весь рынок новых электромобилей в РФ занят китайскими брендами – ситуация похожа на сегмент рынка автомобилей с ДВС. Электромобиль практически всегда стоит дороже аналога с ДВС, хотя есть и исключения.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию с автомобилями марки Москвич (китайский JAC). Модель 3 с бензиновым двигателем со всеми скидками осенью 2025 г. стоит от 1,452 млн руб., а электрический 3е обойдется в 3,025 млн руб. – такая «электричка» обойдется в 2 раза дороже и едва ли окупится за счет экономии на стоимости топлива и обслуживания. Ситуация с брендом Evolute (под этой маркой предлагаются электромобили Dongfeng) немного иная – базовые модели стоят 1,5-1,85 млн руб., что вполне сопоставимо с ценой бензиновых аналогов.

Сохраняется возможность приобретения электромобилей, ввезенных в РФ по параллельному импорту. В этот сегмент в основном входят машины премиальных марок, имеющие высокую стоимость и отличающиеся качеством отделки. Владелец получает автомобиль без гарантийного обслуживания со стороны производителя – все вопросы будет решать импортер, зачастую не имеющий знаний конструкции автомобиля. Также не исключены проблемы при обновлении ПО, которое нередко осуществляется «по воздуху» без визита в дилерский центр.

Льготы


По состоянию на 2025 г. сохранены некоторые льготы, позволяющие сократить издержки на содержание автомобиля. На протяжении 2025 г. электрические машины российской сборки могут передвигаться по платным дорогам без ограничений. При этом есть возможность бесплатного пользования парковками в ряде крупных городов и регионов – Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Московская область). Предусмотрено льготное налогообложение, но только в 34 регионах РФ. Насколько весомую сумму удастся сэкономить благодаря льготам – зависит от места проживания владельца и маршрута поездок. Не исключено, что уже в 2026 г. льготы урежут или частично отменят, уравняв автомобили с электрической силовой установкой и ДВС.

Затраты на содержание


Одним из основных козырей сторонников электромобилей в РФ длительное время была бесплатная зарядка. По состоянию на осень 2025 г. стоимость кВт*ч на зарядных станциях варьируется от 18 до 24 руб. Таким образом, зарядка батареи емкостью 53 кВт*ч (такая стоит на Evolute i-Pro) обойдется в 950…1270 руб. Заявленный запас хода составит 433 км, в реальных условиях машина пройдет на одной зарядке около 400 км. Таким образом затраты на 100 км на электроэнергию составят 237…317 руб.

При установке газобаллонного оборудования стоимость топлива составит около 31 руб. за литр при среднем расходе около 10-11 л для автомобиля, сопоставимого по габаритам с Evolute i-Pro. Таким образом, себестоимость 100 км с точки зрения топлива составит 310-340 руб., что не слишком дороже затрат на электромобиль. Бензиновый автомобиль расходует около 8-9 л, что при стоимости 1 л А-95 около 64 руб. даст себестоимость 100 км по топливу около 510-580 руб.

Даже с учетом весьма приблизительных расчетов получается, что электромобиль менее затратен по сравнению с бензиновыми аналогами и практически не выигрывает у автомобилей с ГБО. Безусловно, в расчет не включены затраты на обслуживание двигателя, которые увеличат себестоимость 100 км пробега на 15-20% (в зависимости от пробега между ТО, цены масла и объема работ при очередном обслуживании). Важно одно – электромобиль относительно выгоден в плане содержания только при цене, сопоставимой с аналогами с ДВС и достаточно большими ежегодными пробегами. Важно понимать, что рост цены на нефтяное топливо всегда потянет за собой и тарифы на электроэнергию – чудес в экономике не бывает, несмотря на все рекламные проспекты продавцов электромобилей.

Ситуация с расходами на электроэнергию заметно меняется при зарядке электромобиля от домашней сети. Но для этого нужен частный дом и установка оборудования, кроме того, скорость зарядки достаточно низкая. Например, зарядка батареи емкостью около 60 кВт*ч от 20 до 100% при коммутации к стандартной бытовой сети переменного тока займет не менее 13 часов (а по факту – около 15-16). Использование трехфазной сети позволяет повысить мощность зарядки и сократить время до вполне приемлемых 6-7 часов – ночи достаточно для полного восстановления заряда батареи. При этом тарификация для жилого сектора позволит сократить стоимость кВт*ч более чем в 2 раза по сравнению с общедоступными зарядными станциями.

Практичность


Электромобиль отличается хорошей динамикой разгона, благодаря высокому крутящему моменту тяговых двигателях во всем диапазоне частот вращения. Разгон с места хорошего электромобиля до 100 км занимает 4-5 секунд и менее, что сопоставимо с результатами машин с ДВС спортивного типа. При этом есть обратная сторона – быстро разогнавшийся автомобиль нужно своевременно остановить, что требует использования мощных тормозов и отличной реакции со стороны водителя.

Расположение батареи в нижней части кузова способствует смещению центра тяжести ближе к дороге и улучшению устойчивости. Пространство в салоне и багажнике сопоставимо с машинами, оснащенными ДВС. При этом заметно ниже уровень шума – на ходу будет слышен только гул от покрышек и аэродинамические шумы. Отсутствие коробки передач и ДВС снимает проблему регулярной замены масла, планетарные редукторы электродвигателей обслуживают только через 80-100 тыс. км.

Гарантия на тяговую батарею зависит от производителя и доходит до 10 лет или 150 тыс. км. Чаще всего проблемы с батареей начинаются из-за выхода из строя элементов или ячеек. Существуют сервисы по переборке батарей с подбором ячеек от доноров. Самостоятельно или в гаражном сервисе восстановить тяговую батарею электромобиля невозможно. Кроме того, в конструкции есть элементы системы энергоснабжения с неприлично высокой ценой, делающей ремонт электромобиля спорным с экономической точки зрения.

Покупать или нет электромобиль – решать будущему владельцу, отталкиваясь на свои предпочтения и условия эксплуатации. Безусловно, машина с электрической силовой установкой является модной, но мода имеет тенденцию меняться. Насколько будут востребованы электромобили через несколько лет – однозначный ответ дать сложно, несмотря на популяризацию такого транспорта в ряде стран, включая Китай – крупнейший мировой рынок. Еще несколько лет назад существовала тенденция на скорый отказ от производства машин с ДВС, которая претерпела корректировки в силу большей универсальности такого транспорта.

Покупка электромобиля в условиях 2025 г. осуществляется по желанию будущего владельца. Большой экономии на зарядке и льготах добиться не получится, особенно учитывая цену подавляющего большинства новых электромобилей. С подержанным экземпляром ситуация усугубляется риском выхода из строя нескольких ячеек батареи или компонентов системы зарядки и питания потребителей, что потребует недешевого ремонта.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?