Электрические автомобили перестали быть экзотикой в РФ, хотя их количество сравнительно невелико. Нередко препятствием для покупки является ряд предубеждений и мифов, отчасти справедливых, но чаще не соответствующих реалиям.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Дефицит зарядных станций
Проблемой
электромобиля является необходимость периодической зарядки батареи, запас хода зависит от автомобиля и условий эксплуатации. Зарядные станции есть практически в любом областном центре, поэтому электромобиль вполне подходит для междугородних поездок. При этом зарядные станции расположены неравномерно даже в крупных городах. В последние годы появились зарядные станции на некоторых трассах. Проблемы могут быть при путешествиях в глубинку – несмотря на возможность зарядки батареи от бытовой сети нужно еще получить доступ к розетке. Есть случаи, когда владельцы электромобилей были вынуждены просить подключения к розеткам на обычных АЗС.
Падение запаса хода в мороз
Отчасти справедливое утверждение, любой источник тока теряет емкость при снижении температуры воздуха. Кроме того, сказывается дополнительная нагрузка на отопление салона, использование тепловых насосов несколько снижает нагрузку на аккумулятор. Запас хода современного электромобиля составляет при нормальных условиях 500-600 км, при падении температуры окружающей среды запас хода сократится примерно на 25%. Автомобиль при полной зарядке сможет проехать 350-400 км, что вполне достаточно для эксплуатации в городе и для поездок между близко расположенными городами. Путешествие на расстояние более 200 км при температуре ниже -15°…-20°С на электромобиле уже требует предварительного расчета – поиска зарядных станций на маршруте.
Недолговечность батареи
Батареи современных электромобилей имеют гарантию 8 лет или 160 тыс. км. При средних годовых пробегах 10-15 тыс. км гарантия скорее закончится по сроку. Важно учесть, что обратиться по гарантии получится только в случае официальных поставок автомобилей в РФ. Поскольку большая часть электромобилей ввозится в подержанном состоянии, то даже гарантийную батарею приходится чинить в местных сервисах. Аккумулятор набран из ячеек, предусматривается система диагностики каждого элемента. В случае неисправности ячейку можно поменять, что резко сокращает затраты на ремонт батареи.
Аналитики отмечают, что потеря емкости батареи за 50-60 тыс. км составляется «всего» 30%. Даже при оптимальных условиях вместо исходных 500-600 км автомобиль сможет проехать всего 350-400 км. А с учетом дополнительного снижения емкости в мороз запас хода упадет до 200-250 км, частые интенсивные разгоны еще уменьшат запас хода. С одной стороны, электромобиль даже в таких условиях может без проблем передвигаться в городе. С другой – загородная поездка на расстояние более 80 км потребует анализа маршрута на предмет наличия зарядных станций.
Длительность зарядки
Продолжительность зарядки батареи зависит от мощности оборудования и остаточного заряда аккумулятора. При использовании бытовой сети переменного тока для зарядки батареи понадобится 10-12 часов, такой способ приемлем не всегда. Зарядная станция восполнит заряд за 0,5-1 час, что также не всегда устроит владельца. Не исключена ситуация, когда на станции будет очередь, а запас хода недостаточен для поездки к другому пункту зарядки.
Таким образом, длительность зарядки батареи электромобиля является не мифом, а правдой с рядом уточнений. По состоянию на середину 2025 г. есть разработки станций, способных зарядить батарею за 5-10 минут, хотя есть сомнения относительно долговечности аккумуляторов при постоянном использовании такого оборудования.
Надежность
В конструкции электромобиля нет поршневого двигателя и сложной коробки, что в теории повышает надежность. При этом усложнена электрическая система, введены тепловые насосы для микроклимата в салоне, установлена система обогрева батареи. Электромобиль не создаст проблем владельцу при корректной работе всего оборудования (прямая аналогия с машинами, оснащенными ДВС).
Стоимость
Цена электромобилей сравнима со стоимостью машин, оснащенных гибридной силовой установкой или ДВС. Покупая бюджетную модель не следует ожидать выдающейся динамики или высокого уровня комфорта. Поскольку популярность электромобилей невелика, то некоторые производители вынуждены предлагать скидки на новые машины. Вся мировая популярность электромобилей во многом зиждется на государственных дотациях при покупке и последующей эксплуатации. При отсутствии льгот электромобиль в современном исполнении практически не имеет преимуществ перед машинами с гибридной силовой установкой или ДВС.
Целесообразность
Электромобиль больше ориентирован на эксплуатацию в городе, может использоваться для загородных поездок при условии наличия зарядных станций на маршруте. При наличии электромобиля желательно установить зарядную станцию по месту проживания – машина с электрическим двигателем больше ориентирована на людей с достатком, проживающих в своих домах.
Экономия на стоимости топлива и обслуживания зависит от пробегов, есть тенденция к росту тарифов на электроэнергию (встретить распространенную ранее бесплатную зарядку на середину 2025 г. почти невозможно). Электромобиль в плане экономии на топливе напоминает дизель – в какой-то момент потребуется выложить немаленькую сумму на замену батареи. Проблема не актуальна для человека, покупающего электромобиль на 3-5 лет эксплуатации.
Заключение
Большинство мифов об электромобилях является гипертрофированной трактовкой фактов. При городской эксплуатации владелец практически не столкнется с проблемами, сложности появятся в случае дальних поездок, особенно при низкой температуре воздуха. Перспективность машин с электрическим двигателем в России зависит от скорости развития сети зарядных станций, планы не всегда совпадают с реальностью.