Нанесение на стекло защитного слоя снижает степень нагрева салона солнечными лучами и ограничивает видимость для людей, стремящихся заглянуть в автомобиль с улицы. Возможности тонировки регламентируются правилами ПДД, а в случае нарушения водителю придется заплатить штраф и снять пленку со стекол.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Существует два варианта тонировки стекол – электрохимическая и при помощи пленки. Первая технология применяется в основном в заводских условиях, пленка рассчитана на использование при самостоятельной доработке
автомобиля. Существует несколько разновидностей пленок, отличающихся типом материала и возможностями. Пленка выпускается разных цветов, что позволяет использовать покрытие для декорирования автомобиля.
Нормативная база
Пленка подразделяется на разновидности в зависимости от светопропускания. Материал более темного цвета пропускает мало солнечного света, пропускающая характеристика пленки обозначается индексом. Например, маркировка 10 указывает на отсекание 90% светового потока, в салон попадет всего 10%. Возможность использования пленки или затемненного стекла регламентируется ГОСТ 33997-2016.
Основные требования стандарта:
- не допускается нанесение пленочного или иного покрытия, искажающего восприятие глазом человека белого, желтого, красного, голубого и зеленого цветов;
- запрещено наносить зеркальное покрытие, отражающее световой поток и способное ослепить остальных участников дорожного движения;
- допускается нанесение на ветровое стекло полосу любого цвета в верхней части для защиты от солнечного света.
Нанесение полосы на лобовом стекле должно соответствовать нормативам ГОСТ. Для легковых автомобилей полоса не должна иметь ширину более 140 мм. На машинах категорий М1 и N2/3 защитная полоса не может располагаться в зоне движения щеток стеклоочистителей ветрового стекла.
Запреты
ГОСТ лимитирует использование тонировки для ветрового и боковых стекол в передних дверях автомобилей. Стандарт допускает нанесение покрытия, пропускающего не менее 70% светового поток – пленка должна быть очень светлой. Для задней части салона можно использовать покрытие любого типа – ГОСТ не содержит никаких требований к этой части кузова. Альтернативой пленке или химическому покрытию для остекления в задней части салона могут быть шторки с ручным или электрическим приводом.
Проверка
Для замера светового потока, проходящего через стекла, используют специальный прибор – тауметр. Точность работы прибора подтверждается сертификатом, загрязнение чувствительного элемента или оклейка пленкой нарушает корректность работы. Перед проверкой стекол машины сотрудником Госавтоинспекции можно убедиться в чистоте чувствительного элемента.
Замер должен производиться при соблюдении следующих условий:
- влажность окружающей среды в диапазоне 40-80%;
- атмосферное давление не менее 86 кПа и не выше 106 кПа;
- температура окружающей среды в диапазоне 15°…25°С.
Если замер производится в условиях, отличающихся от регламентируемых ГОСТ значений, то вынесение штрафа можно оспорить. Если у водителя есть сомнения в результатах проверки, то можно затребовать повторный анализ с привлечением двух свидетелей. Допускается запрос сертификата на тауметр и проверка наличия пломб на корпусе, исключающих вмешательство в настройки прибора.
Штрафы
По состоянию на 2025 г. штраф за неправильную тонировку передних стекол составляет всего 500 руб., причем при повторном нарушении сумма не меняется. Как правило, при первичной фиксации нарушения выносится предписание снять слишком темную тонировку на протяжении 10 дней. Если владелец не обращает внимание на предписание, то штраф составит уже 2000-4000 руб. Альтернативное наказание – арест на срок до 15 суток или назначение обязательных работ длительностью от 40 до 120 часов.
Обжалование
Штраф за неправильную тонировку можно попытаться аннулировать в случаях:
- достоверной информации о несоответствии прибора требованиям (нет сертификата, сертификат просрочен, сорвана пломба);
- достоверного понимания об измерении светопропускания при недопустимых внешних условиях;
- неправильном внесении в протокол данных (отсутствие информации о тауметре или некорректное описание обстоятельств).
Водитель указывает обнаруженные недочеты в поле комментариев в протоколе и не соглашается с заключением инспектора. Дальнейший алгоритм действий стандартный – пишется жалоба начальнику подразделения ГИБДД, сотрудник которого допустил ошибки при оформлении.
Заключение
Требования ГОСТ к тонировке стекол в основном распространяются на лобовое стекло и стекла в передних дверях. Сзади можно клеить любую пленку за исключением зеркальной, применение которой запрещено. Сумма штрафа за нарушение правил тонировки всего 500 руб., но при уклонении владельца от снятия пленки на протяжении отпущенных законом 10 дней штраф доходит до 4000 руб. и появляется возможность наложения административного ареста на срок до 15 суток.