Адаптивное вождение в эпоху автопилотов: как современные технологии влияют на навыки водителя

Адаптивное вождение в эпоху автопилотов: как современные технологии влияют на навыки водителя

На протяжении последних 20-30 лет ведутся активные работы по созданию систем управления автомобилем без участия человека. По состоянию на 2023 г. разработаны ассистенты, способные упростить процесс управления машиной или удешевить грузоперевозки. До массовой полноценной автоматизации дело не дошло, но прогресс разработок очевиден.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Минимизация маршрутов и времени простоя

Введение навигационных систем позволило водителям прокладывать маршруты по незнакомым дорогам с учетом плотности движения. Решение особенно актуально для грузового транспорта – помимо снижения времени простоя сокращается излишний пробег, что положительно сказывается на себестоимости перевозок.

Введение систем мониторинга

Еще одна система, прочно утвердившаяся на коммерческом транспорте – система мониторинга, позволяющая диспетчерам организовывать грузоперевозки и контролировать местонахождение транспорта. Доступ к системе могут получить и заказчики груза, рассчитывая время доставки и координируя рабочие процессы на предприятии. Также разрабатываются системы мониторинга нарушений, призванные снизить аварийность. Электроника отслеживает положение автомобиля на дороге и учитывает дорожные знаки, выдавая предупредительные сигналы при нарушении.

Улучшение видимости

При неблагоприятных погодных условиях фары автомобиля освещают дорогу недостаточно или на очень малое расстояние. С начала XXI века введется активное внедрение систем ночного видения с использованием инфракрасных камер. Шведская компания Volvo создала электронного ассистента Pedestrian Detection System, который отслеживает пешеходов на траектории движения и способен снизить скорость при обнаружении человека. Если водитель не реагирует на работу системы, то ассистент применяет экстренное торможение, предотвращая наезд на пешехода.

Мониторинг знаков

Установка системы распознавания знаков позволяет предупреждать водителя о необходимости снижения скорости или въезде в зону запрета обгона. Подобную систему серийно выпускает компания Hella и еще ряд производителей. Установленная под ветровым стеклом камера используется для работы дополнительных ассистентов – например, системы предупреждения о выходе из полосы движения. При этом ассистент отключается при срабатывании указателя поворота.

Ассистент поворота

Распространенным видом ДТП является столкновение с обгоняющим автомобилем при повороте налево. Водитель может невнимательно посмотреть в зеркало и пропустить опасность. Установка радара с системой звукового и визуального оповещения предупредит водителя о приближении машины, а связка ассистента с тормозной системой позволит экстренно остановить автомобиль и предотвратить столкновение.

Помощники выезда со стоянки

При выезде из узкого парковочного пространства обзорность с места водителя ограничена, что приводит к столкновению с другими транспортными средствами или пешеходами. Установка камер и датчиков позволяет контролировать пространство позади автомобиля, дополнительные сенсоры предупреждают водителя о приближении автомобиля. Такие системы снижают риск столкновения с движущейся машиной при резком открытии двери.

Автоматизация управления

Ведутся разработки систем Vehicle-to-everything или сокращенно V2X, предназначенных для связи между автомобилями и объектами дорожной инфраструктуры. Цель – оптимизация дорожного движения за счет прогнозирования траекторий движения машин и времени работы светофоров. Для работы системы связи, являющейся частью комплекса автоматического управления транспортом, предполагается использовать протоколы 5G. 
Смысл систем автоматизации управления – минимизация рисков совершения ДТП и правильная реакция на опасные ситуации на дорогах. Электроника работает по жесткой программе, в то время как человек может растеряться при возникновении сложностей при движении. Например, система управления от Tesla не только предупреждает водителя о возникновении опасности, но и автоматически перенимает управление, предотвращая аварии. Подобные комплексы разрабатывают и другие производители автомобилей и комплектующих.

Адаптивные системы

В 1997 г. были представлены первые рабочие системы адаптивного круиз-контроля. Установка электронного дросселя и датчиков, определяющих расстояние до едущего впереди автомобиля, позволили автоматизировать разгон и торможение машины. Адаптивные системы рулевого управления, меняющие нагрузку на руле в зависимости от скорости движения, используются с 70-х гг. прошлого века, но адаптивная подвеска является относительным новшеством.
Установленные датчики определяют состояние дороги по работе подвески. Амортизаторы оснащены клапанами для изменения жесткости, что повышает уровень комфорта и улучшает управляемость. Водитель может выставлять требуемый режим работы подвески. Подобные системы устанавливаются на серийных автомобилях. Немецкая компания ZF разрабатывает модернизированную адаптивную подвеску с насосами для каждого амортизатора. Но система отличается сложностью и не внедрена в серию. Массовое применение возможно только после устранения недоработок и снижения себестоимости изготовления и повышения надежности.

Заключение

Введение электронных ассистентов значительно снижает нагрузку на водителя и снижает требования к навыкам управления, но одновременно усложняет и удорожает автомобиль. В России многие из систем оказываются нерабочими из-за плохой или отсутствующей разметки, грязных дорожных знаков и прочих факторов. Но постепенно обновляется автомобильный парк и улучшается дорожная инфраструктура, что позволит пользоваться ассистентами практически без ограничений и положительно скажется на безопасности движения.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?