Вторичный рынок коммерческого транспорта в РФ не отличается богатством выбора. При поиске подходящего варианта автомобиля для бизнеса нужно учитывать техническое состояние – в противном случае машина будет простаивать в ремонте и приносить убытки. Одновременно не нужно забывать о юридических моментах – машина может оказаться в залоге или иметь ограничения на регистрацию.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Российские модели
Основным производителем малотоннажного коммерческого транспорта в РФ является завод ГАЗ, предлагающий автомобили под марками «Газель» и «Соболь». Машины могут иметь полный привод, что важно при перевозках по грунтовым или проселочным дорогам. Также существуют машины ВАЗ, построенные на базе легковых моделей с установленной вместо задней части кузова грузовой секцией. Завод УАЗ ограниченно выпускает коммерческие автомобили, близкие по грузоподъемности к продукции ГАЗ.
Модели перечисленных брендов достаточно часто встречаются на вторичном рынке коммерческого транспорта и имеют разное состояние, определяемое годом выпуска, условиями эксплуатации и пробегом.
Общей проблемой является коррозия, особенно характерная для продукции УАЗ. Последние модели ГАЗ обладают неплохой коррозионной прочностью, что нельзя сказать о «Газели» и «Соболе» ранних выпусков. Коммерческие машины ВАЗ собираются мелкими фирмами, ржавчина в первую очередь встречается на «неродной» грузовой приставке к кузову.
Транспорт из Европы
В последние годы поток коммерческих автомобилей с пробегом из Европы практически иссяк, хотя периодически всплывают очень интересные варианты. Европейские автомобили отличаются неплохим уровнем комфорта и продуманной эргономикой. При этом машины требовательнее к качеству обслуживания, особенно модели выпуска после 2015-17 гг. На вторичном рынке в России можно найти автомобили в разном техническом состоянии – при подборе нужно учесть доступность запасных частей и стоимость ремонта. Многие машины имеют пробег свыше 500-600 тыс. км и требуют кузовного ремонта, годы берут свое.
Азиатские модели
Коммерческий транспорт японского или южнокорейского производства имеет свои особенности. Автомобили отличаются компактными габаритами и рассчитаны на доставку малых партий груза. По коррозионной стойкости машины находятся примерно между российскими и европейскими моделями.
Отдельно стоит упомянуть китайские коммерческие автомобили, которые являются «калькой» с моделей из Японии или Южной Кореи. В активе машин низкая цена и простота конструкции, взамен владелец получает ржавую кабину и платформу, ремонт которых придется проводить постоянно.
На что обращать внимание
На начальном этапе нужно определиться с бюджетом, заложив деньги на первое обслуживание и устранение возможных дефектов. Затем требуется уточнить источник средств – при использовании кредита с покупкой подержанного коммерческого транспорта могут возникнуть проблемы. Перед выбором модели есть смысл оценить рынок запчастей – детали должны быть доступны и достаточно дешевы. Целесообразно полистать тематические форумы и ознакомиться с перечнем стандартных проблем.
При подборе коммерческого автомобиля учитывают назначение. Грузовые платформы практичны, хотя и пригодны для перевозки только некоторых категорий грузов. Если планируется доставка строительных материалов, мебели в упаковке и прочих промышленных грузов, то вполне можно купить бортовой грузовик с тентом. Для перевозки продуктов нужен цельнометаллический фургон, кроме того, придется оформлять соответствующие разрешения. Грузовики и фургоны с двойной кабиной используются для доставки бригад к месту проведения работ – автомобиль перевозит 4-5 человек и комплект необходимого инструмента или строительные материалы.
Если автомобиль оснащен рамным шасси, то нужно обратить внимание на состояние лонжеронов и перемычек. Из-за перегрузок или длительной эксплуатации на деталях появляются трещины, устранить которые сваркой не получится. Выход один – менять раму, а новая деталь обойдется дорого. На коммерческом транспорте с несущим кузовом возможно появление трещин на лонжеронах. В любом случае – от покупки автомобиля с «уставшим» кузовом или рамой лучше отказаться. По состоянию кузова или рамы можно сделать вывод о реальном пробеге и условиях эксплуатации. Например, если автомобиль использовался предыдущим владельцем для перевозки рыбы в рассоле, то избавиться от коррозии очень сложно. Рассол проникает в мельчайшие полости и способствует постоянному появлению очагов ржавчины.
Важный момент при выборе – тип двигателя, хотя некоторые производители не балуют потребителей широким выбором силовых агрегатов. Для коммерческого транспорта оптимален дизель – меньший расход топлива перекрывает большую стоимость солярки при больших годовых пробегах, неизбежных при перевозке грузов. Исправный дизель стабильно запускается при отрицательной температуре воздуха, хотя и требует дополнительных операций при обслуживании.
Бензиновый двигатель для коммерческого транспорта подходит мало из-за своих характеристик и достаточно высокого расхода топлива. Бензиновые агрегаты больше характерны для российских моделей коммерческих автомобилей, хотя встречаются и на иностранной технике. Зачастую владельцы переводят двигатели на газ – перед покупкой нужно уточнить законность переделки, в противном случае оборудование придется снимать.
Поскольку коммерческий транспорт эксплуатируется в постоянном режиме, то нужно оценить уровень комфорта. В идеале нужно искать автомобиль с кондиционером, поскольку стоять летом в пробках с открытым стеклом – нонсенс для 2025 г. Практически все коммерческие автомобили оснащены усилителем руля, исключением являются бюджетные модели российского или китайского производства. Машины с большим пробегом будут иметь просиженное кресло водителя и не слишком аккуратный облик салона – с подобными проблемами придется мириться либо искать вариант подороже и с меньшим пробегом.
Есть еще один момент, который важен для коммерческого транспорта. Многие модели не рассчитаны на работу с перегрузкой. Попытки усилить подвеску путем замены рессор или пружин приводят к быстрому разрушению рамы или кузова. Нюансы о запасе прочности той или иной модели коммерческого автомобиля лучше искать на форумах владельцев, которые охотно делятся нюансами эксплуатации машин.
Юридические аспекты
Поскольку коммерческие автомобили используются для ведения бизнеса, то перед покупкой подержанного экземпляра требуется проверка на залог. Автомобиль может находиться в залоге в банке или микрофинансовой организации. Для проверки используют общедоступную базу Федеральной нотариальной палаты. Отсутствие данных не гарантирует отсутствие залога – автомобиль могли заложить за несколько дней до продажи.
Неплохим способом проверки на наличие залога является ПТС. В электронном документе всегда будет информация о залоге, поскольку другого способа заблокировать продажу нет. Если на автомобиль был выдан бумажный ПТС, то нужно внимательно осмотреть документ. Дубликат со свежей датой выдачи должен настораживать – нужно внимательно проверить данные об автомобиле по базе ГАИ. В отчете всегда есть информация о действующем ПТС и причине выдачи дубликата. Оформление дубликата по причине утери или кражи является тревожным моментом, есть вероятность оформления залога и оригинальный ПТС оставлен в микрофинансовой организации, которая просто не передала информацию в базу Федеральной нотариальной палаты.
Также нужно учитывать стандартный нюанс – автомобиль может продавать перекуп или посредник. В этом случае сделка проводится как бы от имени владельца, который по факту не в курсе всех аспектов. Посредник также не будет знать состояние автомобиля, нередко перекупы продают проблемные машины. Перед началом осмотра достаточно сверить данные продавца в ПТС (бумажном или выгруженном из общедоступной базы электронном) и паспорте. При расхождении данных нужно быть более внимательным, поскольку автомобиль может оказаться не безупречным в техническом и юридическом плане.
Финансы
Подержанный коммерческий автомобиль можно купить за свои деньги, с привлечением кредита либо в лизинг. Последний вариант предлагается некоторыми лизинговыми компаниями, для рассмотрения заявки требуется несколько дней или часов. Покупатель вносит первичный взнос, а затем гасит ежемесячные платежи. Автомобиль остается собственностью лизинговой компании, арендатор отвечает за проведение регулярного обслуживания, заправку машины, оплату налогов и штрафов, а также страховки. Лизинг предлагается на достаточно свежие автомобили, поэтому сумма ежемесячного платежа может оказаться неподъемной для начинающего коммерсанта. В ряде случаев лизинговые компании могут запросить поручительство, особенно при обращении недавно зарегистрированного предпринимателя или юридического лица.
Дополнительное оборудование
При регулярных загородных поездках желательно оснастить коммерческий автомобиль тахографом. Если на машине работает наемный водитель, то есть смысл использования системы мониторинга. Владелец может отслеживать маршруты передвижения и сопоставлять расхода на топливо с пройденным расстоянием. Система мониторинга позволяет бороться с «левыми» рейсами, контролировать соблюдение скоростного режима водителем. Затраты на дополнительное оборудование окупаются достаточно быстро. Если владелец планирует эксплуатировать коммерческий транспорт самостоятельно, то смысла в установке оборудования для мониторинга нет.
Заключение
Выбор коммерческого транспорта является достаточно сложной задачей. Помимо бюджета нужно определиться с назначением автомобиля, коммерческие машины не отличаются высокой универсальностью. Остальные действия при подборе стандартны – требуется проверка общего технического состояния и юридических моментов.