ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки): что это и признаки неисправности

ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки): что это и признаки неисправности

Обзоры 23.01.25
Электронная система управления впрыском должна получать информацию о положении дроссельной заслонки. Данные позволяют определить желаемую водителем интенсивность разгона и рассчитывает количество топлива, которое необходимо для работы двигателя. В модуле дросселя имеется датчик, непрерывно определяющий положение заслонки.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие сведения


Дроссель автомобиля представляет собой узел, внутри которого на поворотной оси установлена заслонка. Для изменения положения используется механический или электрический привод, связанный с педалью напрямую или через блок управления двигателем. На дросселе ставится датчик, представляющий собой резистор с переменным сопротивлением. На датчик подается опорное напряжение, выходной сигнал зависит от угла открытия дроссельной заслонки и подается к блоку управления. Контроллер на основе информации от ряда датчиков корректирует подачу топлива, поддерживая оптимальный состав смеси и обеспечивая требуемый режим работы двигателя.

Чаще всего датчик относится к пленочно-резистивному типу и находится внутри корпуса дросселя. Неподвижный ползунок перемещается по дорожке, нанесенной на связанной с заслонкой пластине. Из-за изменения длины дорожки при отклонении заслонки меняется сопротивление, что сказывается на выходном напряжении. Причем датчик определяет положение заслонки непрерывно и плавно, малейший разрыв ползунка с дорожкой приводит к появлению ошибки.

На заслонках с механическим приводом обычно используется магнитный датчик на основе эффекта Холла, в котором нет трущихся элементов. Для генерации импульсов используется магнит с оригинальной формой, поворачиваемый осью заслонки. Из-за изменения положения магнита в обмотке датчика наводится напряжение, используемое блоком управления для корректировки подачи топлива.

Такой датчик намного надежнее, проблемы связаны только с повреждением проводки или окислением разъема из-за плохой герметичности. Оба типа датчиков подключаются к бортовой сети и формируют выходное напряжение, пропорциональное углу открытии дросселя. В электронных дросселях используются по два датчика положения – фактически, имеется два ползунка, каждый из которых перемещается по отдельной дорожке на едином диске. Установка двух ДПДЗ повышает точность измерения положения заслонки, причем графики работы датчиков противоположны.

Основные проблемы


При неисправности датчика двигатель переводится в режим аварийной работы с повышением оборотов холостого хода. При неисправности ДПДЗ в памяти блока управления фиксируются ошибки, а в щитке приборов срабатывает контрольная лампа. Также нельзя исключать увеличение расхода топлива, появление провалов при ускорении, ощущение рывков при работе двигателя. Любой из этих признаков может быть связан с поломкой датчика дроссельной заслонки и других компонентов системы управления двигателем. Поэтому нужно проводить компьютерную диагностику и считывать коды, вполне возможно, что вместо ДПДЗ придется менять другой элемент.

Базовые проверки


Для работы на датчик подается опорное напряжение от бортовой сети, которое можно проверить мультиметром на соответствующих контактах в штекере при включенном зажигании. Если напряжения нет, то нужно искать причину – чаще всего, обрыв провода в месте изгиба или подключения к колодке.

На втором этапе нужно определить значение напряжения при крайнем положении заслонки. Нужно подключить мультиметр к соответствующему контакту в колодке и корпусу двигателя, а затем вручную сдвинуть заслонку в крайнее положение. Напряжение должно плавно меняться от 0,4 В до 4-4,5 В по мере открытия заслонки. Мультиметр все равно не позволит понять проблему – напряжение может меняться скачками, которые не фиксируются прибором из-за низкой точности. Проверка позволяет найти проблему истирания дорожек в крайнем положении, соответствующем позиции холостого хода.

Распространенной проблемой на автомобилях с пробегом за 200-300 тыс. км является перетирание дорожки пленочно-резистивного датчика. В результате разрыва дорожки к блоку управления не поступает сигнал, двигатель переводится в режим аварийной работы. Способ ремонта – замена модуля дроссельной заслонки или только пластины с дорожками. Восстановить слой кустарными методами невозможно – сопротивление отремонтированного участка будет отличаться от требуемого, сигнал от заслонки будет ошибочным.

Для финишной проверки датчика необходимо снять рабочий график осциллографом. В бытовых или кустарных условиях операцию пропускают из-за отсутствия оборудования и навыков чтения графиков. Кривая сопротивления датчика должна быть плавной, в случае скачков блок управления будет получать ошибочный сигнал. Причиной скачков может быть локальный износ дорожек или самого ползунка.

Ремонт


Восстановление магнитного датчика невозможно, а пленочного – даст непредсказуемый результат. Поскольку датчик является важным компонентом системы управления, то неисправную деталь нужно менять на новую или заведомо исправную, купленную на разборке. Любая система впрыска может работать без сигнала от ДПДЗ в аварийном режиме – но двигатель не будет раскручиваться свыше определенного числа оборотов (чаще всего в пределах 1500-2000 об/мин). Низкая частота вращения позволит добраться до стоянки или зоны ремонта своим ходом, полноценная эксплуатация автомобиля невозможна.

Заключение


На автомобилях встречаются ДПДЗ пленочного и магнитного типа, которые отличаются принципом генерации выходного напряжения. Обе конструкции достаточно надежны и выходят из строя достаточно редко, в случае поломки датчика двигатель сохраняет работоспособность с ограничением частоты вращения. В случае неисправности ДПДЗ необходимо менять, ремонт элементов невозможен или безрезультативен.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?