Электронные помощники в автомобиле: какие системы реально помогают водителю

Электронные помощники в автомобиле: какие системы реально помогают водителю

Обзоры 11.07.25
Электронные ассистенты предназначены для повышения безопасности, нивелируя некоторые помарки и компенсируя недостаточный опыт водителя. При этом системы не являются панацеей и не спасут от грубых ошибок.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

ABS


Первенец электронных помощников – система ABS, предотвращающая блокировку колес при торможении для сохранения возможности маневрирования. При этом система может способствовать удлинению тормозного пути на рыхлом грунте. При отсутствии либо выключении ABS автомобиль в случае блокировки колес продолжит прямолинейное движение, что особенно опасно на мокром или обледеневшем дорожном покрытии. Дополнением к ABS является система EBD для автоматического распределения тормозных усилий, снижающая вероятность заноса. Также часто устанавливается усилитель давления BAS для повышения эффективности при резком торможении, а также компенсирующий недостаточные физические возможности водителя.

ESP


Массовое внедрение системы стабилизации или курсовой устойчивости началось в конце прошлого века. Система является дополнением к ABS, оснащена датчиками, распознающими начало заноса и учитывающими угол поворота рулевого колеса. Электроника активирует тормозные механизмы колес в соответствии с заданной программой, предотвращая срыв машины в занос. Возможности ESP не безграничны – в ряде случаев погасить занос не удается.

Стоит ли покупать китайские автомобили, подробнее о HAVAL Стоит ли покупать китайские автомобили, подробнее о HAVAL

Противопробуксовочный ассистент


Система является частью ESP, при обнаружении разницы частот вращения ведущих колес срабатывает тормоз с одновременной регулировкой режима работы двигателя. Предусмотрена возможность принудительного отключения ассистента – например, на автомобилях VAG есть электронная имитация блокировки дифференциала для улучшения проходимости.

Контроль давления


Существует две технологии контроля давления:

  • по разности частот вращения с помощью датчиков системы ABS;
  • по сигналам от датчиков в ниппеле, передающих сигнал блоку управления по радиоканалу.

Первый вариант системы определяет только падение давления в одном или нескольких шинах, в щитке приборов включается сигнальная лампа. Вторая система позволяет отображать текущее давление в каждой покрышке на дисплее бортового компьютера.

Круиз-контроль


Система поддержания скорости движения встречается на автомобилях с 80-х гг. прошлого века. Установка фронтальной камеры или радара позволяет реализовать адаптивный круиз-контроль – автомобиль сам снижает скорость при сокращении расстояния до едущего впереди транспорта. При освобождении полосы электроника сама разгонит машину до заданной скорости – водителю не нужно вмешиваться в процесс управления за исключением экстренных ситуаций.

Парковочные ассистенты


Простейший ассистент парковки – ультразвуковые датчики в заднем бампере, иногда дополняемые датчиками в передней части кузова. При приближении к препятствию водитель слышит звуковой сигнал, изменение частоты сигнала сигнализирует о критическом приближении к препятствию. Датчики могут работать совместно с камерой заднего вида, изображение выводится на дисплей мультимедийной системы. Дальнейшим развитием является ассистент автоматической парковки — водителю нужно встать около свободного пространства, система автоматически заведет автомобиль в карман, корректируя положение управляемых колес и контролируя расстояние до соседних автомобилей по сигналам от ультразвуковых датчиков.

Адаптивный свет


Существует несколько разновидностей ассистентов, улучшающих работу головного освещения. В базовом варианте при повороте руля включаются лампы для подсветки обочины, повышающие безопасность маневра. Установка датчика света обеспечивает автоматическое управление светом, включая автоматизацию переключения режимов работы фар. Для лазерной головной светотехники есть возможность корректировки пучка света для предотвращения ослепления водителей встречных машин с сохранением хорошей освещенности дороги перед едущим автомобилем.

Датчик усталости


Система контролирует усилие на рулевом колесе. Когда водитель теряет концентрацию и начинает засыпать, то система подает сигнал о необходимости отдыха. Продвинутые системы начинают автоматическое торможение со съездом на обочину дороги, контролируя безопасность маневра по камерам или датчикам, а также с учетом разметки.

Контроль «слепых зон»


Неопытный водитель плохо контролирует ситуацию при перестроении и не всегда видит машины в попутных рядах при перестроении. Как таковая «слепая зона» зеркал крайне мала, но отсутствие опыта делает свое дело. Ультразвуковые датчики определяют наличие автомобиля в «слепой зоне» и включают предупредительные лампы на зеркалах.

Дополнительные системы


На автомобилях могут устанавливаться системы контроля разметки или дорожных знаков, позволяющие автоматизировать процесс управления. Установка лидара обеспечивает обнаружение препятствий на больших расстояниях, повышая безопасность движения в условиях плохой видимости с высокой скоростью.

Заключение


Наиболее распространенными ассистентами являются системы ABS/ESP, парковочные помощники и система поддержания скорости. Остальное оборудование распространено меньше и ориентировано больше на малоопытных водителей. С другой стороны, наличие электронных ассистентов снижает нагрузку на водителя, что всегда положительно сказывается на безопасности движения.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?