Дело в том, что автомобили с разным типом трансмиссии при торможении в повороте ведут себя не одинаково. Попросту говоря, навыки для управления машинами с передним, задним или полным приводом требуются разные:
- Машины с передним приводом имеют недостаточную поворачиваемость.
- Для автомобилей классической компоновки (заднеприводных) характерна избыточная поворачиваемость.
- Поворачиваемость авто с полным приводом изменяется в зависимости от распределения крутящего момента по осям.
Эти конструктивные отличия требуют от водителя разных навыков и действий.
Передний привод
При торможении в повороте на автомобиле с передним приводом, сцепление ведущих колёс с дорогой резко возрастает, в то время как задняя ось разгружается – из-за потери сцепления с поверхностью, колёса уходят в занос. Для того чтобы сохранить управляемость, необходимо прибавить газу и увеличить скорость. Соответственно, тормозить на переднеприводной машине, одновременно поворачивая руль – крайне нежелательно. Подобные действия могут стать причиной потери контроля над авто и серьёзного ДТП.
Задний привод
При торможении с одновременным поворотом руля машины классической компоновки склонны к заносу в меньшей степени. Ведь у них разгружается именно ведущая ось. Для стабилизации срыва достаточно на короткое время отпустить педали газа и тормоза. Есть и другой вариант. Резко вывернув руль в противоположном направлении и, прибавив газу – можно перевести автомобиль в управляемый занос. Но подобные действия требуют опыта и навыков, тренировать которые следует на специально оборудованных трассах и площадках, а никак не на дорогах общего пользования.
Полный привод
На современных авто, оснащённых трансмиссией с системой полного привода, момент между осями, как правило, распределяется автоматически. Поэтому машина иногда ведёт себя как переднеприводная, а иногда – как заднеприводная. Соответственно, её поворачиваемость может меняться с недостаточной на избыточную. Спрогнозировать заранее, какими свойствами будет обладать транспортное средство при прохождении поворота, практически невозможно. Поэтому на полноприводных автомобилях не рекомендуется одновременно тормозить и поворачивать руль.
Характерные заблуждения
Вопреки расхожему мнению, антиблокировочная система тормозов (ABS) не способна облегчить задачу водителю, если тот поворачивает руль при торможении. Реальную помощь, да и то не всегда, способна оказать лишь система курсовой устойчивости (ESP), устанавливаемая на некоторые модели современных автомобилей.