Можно ли одновременно тормозить и выкручивать руль?

Можно ли одновременно тормозить и выкручивать руль?

Допустимо ли во время торможения поворачивать рулевое колесо, заставляя автомобиль маневрировать? Этот вопрос интересует многих автомобилистов. Задавая его преподавателям автошкол люди, чаще всего, слышат на него отрицательный ответ. Инструкторов по вождению понять можно. Ведь они изначально предполагают, что имеют дело с новичками, не располагающим необходимыми знаниями и опытом, которые позволяют совершать сложные маневры. Но мы попробуем разобраться, как обстоят дела на самом деле.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Немного теории

Начнём, хотя многие этого и не любят – с теории. Необходимо понимать, что при торможении центр масс автомобиля смещается вперёд. Именно поэтому при резкой остановке машина клюёт носом. При этом:
  • Давление на передние шины возрастает, в то время как нагрузка на задние колёса уменьшается.
  • Трение в районе пятна контакта передних покрышек увеличивается, а задних – наоборот, становится ниже.
Если автомобиль движется прямолинейно, в этом нет проблемы. Однако при входе в поворот машина кренится. И это тоже происходит из-за смещения центра масс, который сдвигается на внешнюю, относительно оси поворота, сторону – что приводит к увеличению нагрузки на оказавшиеся снаружи траектории поворота колёса. 
В случае, когда перемещение центра масс вперёд и в сторону происходит одновременно, процессы торможения и поворота нередко становятся неконтролируемыми. Машина, сорвавшись с траектории, может перейти в неуправляемый занос. Однако опытные водители научились, с пользой для себя, удерживать разнонаправленные силы под контролем. Подобная манера вождения практикуется гонщиками, участвующими в ралли – реже, в шоссейно-кольцевых гонках. Освоить её может практически каждый водитель. Но следует понимать, что в этом деле есть определённые тонкости.
Дело в том, что автомобили с разным типом трансмиссии при торможении в повороте ведут себя не одинаково. Попросту говоря, навыки для управления машинами с передним, задним или полным приводом требуются разные:
  • Машины с передним приводом имеют недостаточную поворачиваемость.
  • Для автомобилей классической компоновки (заднеприводных) характерна избыточная поворачиваемость.
  • Поворачиваемость авто с полным приводом изменяется в зависимости от распределения крутящего момента по осям.
Эти конструктивные отличия требуют от водителя разных навыков и действий.

Передний привод

При торможении в повороте на автомобиле с передним приводом, сцепление ведущих колёс с дорогой резко возрастает, в то время как задняя ось разгружается – из-за потери сцепления с поверхностью, колёса уходят в занос. Для того чтобы сохранить управляемость, необходимо прибавить газу и увеличить скорость. Соответственно, тормозить на переднеприводной машине, одновременно поворачивая руль – крайне нежелательно. Подобные действия могут стать причиной потери контроля над авто и серьёзного ДТП.

Задний привод

При торможении с одновременным поворотом руля машины классической компоновки склонны к заносу в меньшей степени. Ведь у них разгружается именно ведущая ось. Для стабилизации срыва достаточно на короткое время отпустить педали газа и тормоза. Есть и другой вариант. Резко вывернув руль в противоположном направлении и, прибавив газу – можно перевести автомобиль в управляемый занос. Но подобные действия требуют опыта и навыков, тренировать которые следует на специально оборудованных трассах и площадках, а никак не на дорогах общего пользования.

Полный привод

На современных авто, оснащённых трансмиссией с системой полного привода, момент между осями, как правило, распределяется автоматически. Поэтому машина иногда ведёт себя как переднеприводная, а иногда – как заднеприводная. Соответственно, её поворачиваемость может меняться с недостаточной на избыточную. Спрогнозировать заранее, какими свойствами будет обладать транспортное средство при прохождении поворота, практически невозможно. Поэтому на полноприводных автомобилях не рекомендуется одновременно тормозить и поворачивать руль.

Характерные заблуждения

Вопреки расхожему мнению, антиблокировочная система тормозов (ABS) не способна облегчить задачу водителю, если тот поворачивает руль при торможении. Реальную помощь, да и то не всегда, способна оказать лишь система курсовой устойчивости (ESP), устанавливаемая на некоторые модели современных автомобилей.
Утверждение, что переднеприводную машину нельзя перевести в управляемый занос, также неверно. Такая возможность существует. Однако для того, чтобы скольжение осей оставалось управляемым, потребуется больше усилий, чем на авто с задним приводом.

Влияние дорожных условий

Все перечисленные выше проблемы, связанные с поворотом руля автомобиля при торможении, усиливаются с ухудшением ситуации на дороге. В дождь, снег или гололёд сцепление колёс с дорогой снижается. Более того, это происходит непредсказуемо. Поэтому если вы оказались на грязной, мокрой, заснеженной или заледеневшей трассе – тормозить, одновременно поворачивая руль, не стоит.

Экстремальное вождение

Для того чтобы научиться управлять машиной в сложных ситуациях, требуются постоянные многочасовые тренировки. Если вы хотите улучшить свой водительское мастерство, запишитесь на специальные курсы, где под руководством подготовленных инструкторов сможете освоить навыки экстремального вождения. Там можно научиться правильно реагировать на то, как ведёт себя автомобиль при одновременном повороте и торможении. Правда, получится это далеко не у всех, поскольку скорость реакции и у людей разная, и иногда для освоения сложных навыков её может оказаться недостаточно. Влияет на результаты и психологическая устойчивость. Знание особенностей устройства автомобиля также окажется полезным для освоения необходимых навыков. 

Заключение

Многие автолюбители, едва получив права в автошколе, уже мнят себя пилотами Формулы-1, способными справиться на дороге с самыми сложными ситуациями. Увы, практика показывает, что полученных умений едва хватает для того, чтобы просто безопасно перемещаться по дорогам общего пользования. Поэтому в широком смысле преподаватели автошкол, говорящие ученикам, что нельзя одновременно тормозить и поворачивать руль, правы. Ведь тех 54 – 56 часов, отведённых для обучения вождению начинающих водителей, недостаточно для освоения сложных навыков управления. Однако ничего не мешает вам освоить эти навыки самостоятельно. Главное, будьте осторожны!
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?