Практически любой покупатель нового автомобиля, вне зависимости от марки и модели, не задумывается о востребованности машины на вторичном рынке спустя несколько лет. Цена продажи подержанного автомобиля определяется множеством факторов – состоянием, пробегом, возрастом, финансовой ситуацией. Поэтому говорить о каких-то моделях машин, которые не слишком потеряют в стоимости спустя несколько лет использования — нельзя.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Приобретение любого товара с ограниченным сроком службы при любой схеме оплаты является заведомо убыточным мероприятием. Автомобиль после оформления договора купли-продажи автоматически теряет часть цены, даже если пробег составляет несколько километров. Дальнейшее падение стоимости зависит от множества факторов.
Срок владения
Падение цены зависит от возраста автомобиля. При покупке невозможно предугадать длительность эксплуатации. Даже при стабильной финансовой ситуации у человека могут возникнуть проблемы – в результате автомобиль будет использоваться дольше, что скажется на стоимости продажи.
Пробег
Цена зависит от показаний одометра – чем больше пробег, тем менее интересен автомобиль на вторичном рынке. Средний годовой пробег для автомобиля, используемого ежедневно для поездок на работу и обратно, редко превышает 15 тыс. км. Если машина применяется как рабочая для дальних поездок, то годовой пробег легко переваливает за 50 тыс. км. Соответственно, за 2-3 года на одометре будет не менее 130-150 тыс. км, такой пробег негативно повлияет на цену при продаже.
Состояние
Даже самый ликвидный автомобиль сложно продать по рыночной цене при наличии технических проблем. Если машина попадала в мелкие аварии, то весь кузов будет иметь повреждения. При серьезном ДТП останутся следы ремонта – замены элементов, устранения дефектов шпаклевкой. Также на цену влияют проблемы с двигателем или коробкой, определяемые диагностикой.
Ограничения
В продаже нередко встречаются автомобили с ограничениями на регистрацию, которые владельцы пытаются реализовать по заниженной цене. Например, на машине могут быть неоплаченные штрафы на несколько десятков или сотен тысяч рублей. В этом случае продажа по рыночной цене возможна только после погашения долгов и снятия ограничений.
Рыночная ситуация
Очень важный фактор ценообразования на вторичном рынке – стоимость новых автомобилей. Для китайского автопрома характерно частое изменение модельного ряда, что не лучшим образом сказывается на возможности выгодной продажи подержанного экземпляра. Есть еще один важный фактор – большинство китайских машин куплено на пиковом спросе 2023-24 гг. с высокими ценами у дилеров. Последующее падение продаж привело к снижению цен и запуску акций, позволяющих получить скидку. В результате несколько снизились цены на вторичном рынке.
Продажа автомобиля на вторичном рынке по цене, не сильно отличающейся от стоимости нового экземпляра, занимает много времени. Человек, имеющих достаток, скорее приобретет новую машину с полноценным сроком гарантии и отсутствием «подводных камней». Например, никто кроме собственника не знает, как эксплуатировался автомобиль – достаточно несколько стартов «в пол» сразу после пуска двигателя зимой, чтобы ресурс агрегата сократился в разы. Люди с небольшим доходом заинтересованы в автомобилях низшего ценового сегмента, относительно свежие экземпляры их просто не привлекают.
Проблемой при продаже подержанного автомобиля китайского производства в 2025 г. станут машины той же модели, ввезенные из Китая. Изначальная стоимость покупки машины с пробегом в Китае ниже, что позволяет продавцам-импортерам прибегать к демпингу. Например, гибриды Lixiang L7 выпуска 2023 г. с пробегами до 30 тыс. км и ввозом из Китая обойдутся в 3,5-4,0 млн руб. Аналоги от российских продавцов стоят на 15-20% дороже и имеют пробеги в 2-3 раза больше. Выбор покупателя выглядит очевидным – нет смысла переплачивать за российский экземпляр.
Chery
Компания является одним из лидеров по продажам автомобилей в РФ, занимая третье место по итогам 7 месяцев 2025 г. Основой производственной программы являются кроссоверы, которые собираются по разным технологиям на российском заводе компании. Также ввозятся легковые модели, изготовленные на территории Китая. Компании Chery принадлежит несколько брендов, под которыми выпускаются несколько видоизмененные модели (например, Omoda).
В качестве примера рассмотрим модель Tiggo 4, которая претерпела рестайлинг в конце 2024 г. и вытеснила Tiggo 4 Pro. Новый кроссовер с механической коробкой имеет цену 2,24 млн руб., а машины с роботизированной трансмиссией с двойным сцеплением обойдутся в 2,37-2,57 млн. руб. До проведения рестайлинга на Tiggo 4 Pro использовалась механическая коробка либо вариатор.
Стоимость подержанных Tiggo 4 Pro с механической коробкой составляет около 1,1 млн руб. за экземпляры 2022 г., 1,3-1,4 млн руб. за автомобили 2023 г. и 1,5-1,6 млн руб. за кроссоверы 2024 г. Безусловно, в каждой возрастной нише есть машины с ценой, отклоняющейся от среднего значения в обе стороны. Таким образом, потеря стоимости уже в первый год владения составит около 650-700 тыс. руб., а за три года автомобиль дешевеет в 2 раза. Расчет кратности является достаточно грубым, поскольку не учитывает динамику дилерской цены за три года.
Haval
Марка занимает второе место по продажам по итогам 7 месяцев 2025 г. и третье – по результатам июля. Большая часть автомобилей производится на территории РФ, часть моделей ввозится из Китая. В качестве примера для аналитики рассмотрим модель Jolion – кроссовер достаточно популярен у российских покупателей, хотя в продаже все еще есть машины выпуска 2024 г. Цена нового Jolion с механической коробкой начинается от 1,8 млн руб. за 2024 г. и от 2 млн руб. за 2025 г. Кроссоверы с полным приводом и роботом обойдутся минимум в 2,25-2,4 млн руб. в зависимости от года производства.
На вторичном рынке нередко продаются Jolion после работы в такси, такие машины в расчет не берутся. Автомобили с полным приводом от частных собственников выпуска 2022 г. с пробегами от 60 тыс. км имеют цену около 1,5-1,6 млн руб. Кроссоверы 2023 г. обойдутся на 100-250 тыс. руб. дороже, а пробеги снизятся до 30-40 тыс. км. Самые свежие экземпляры 2024 г. предлагаются почти по цене или даже дороже новых автомобилей – владельцы, видимо, не изучали прайс-листы производителя.
Таким образом, удешевление автомобилей Haval идет меньшими темпами, за три года цена Jolion снижается примерно на 30%. Еще одна популярная модель – F7, стоит у дилеров от 2,65 млн руб. за модификацию с передним приводом. Машины 2022 г. имеют цену от 1,3 млн руб., за 2023 г. владельцы просят 1,6 млн руб. и выше. Таким образом, удешевление за три года для Р7 составляется практически 50% - основной причиной является обновление модельного ряда. Т.е. наглядно видно, что падение цены подержанного китайского автомобиля зависит от частоты и объема изменений в конструкцию и дизайн.
Geely
На третьем месте среди китайских брендов по объемам продаж в 2025 г. находится Geely, хотя компания ненавязчиво уходит из России за счет начала продаж машин под дочерними брендами Belgee и Knewstar. Основу продаж составляют кроссоверы, также представлены легковые модели. В качестве примера анализа скорости снижения цены рассмотрим кроссоверы Coolray и Monjaro – обе модели ввозятся в РФ из Китая.
Цена Coolray у дилеров начинается от 2,415 млн руб., за Monjaro просят от 3,84 млн руб. На вторичном рынке цена автомобилей Coolray выпуска 2022 г. с пробегами до 100 тыс. км начинается от 1,2 млн руб., за 2023 г. продавцы хотят на 100-200 тыс. руб. больше, автомобили 2024 г. продаются за 1,7-1,8 млн руб. Таким образом, потеря цены Coolray составляет практически те же 50% за три года.
С Monjaro ситуация несколько иная – автомобили стали официально ввозиться в РФ только в 2023 г. Цена машин на вторичном рынке начинается от 2,5 млн руб., автомобили 2022 г. с поставкой из Китая обойдутся примерно в 2-2,2 млн руб. Таким образом, интенсивность удешевления Monjaro примерно соответствует Coolray.
Changan
На четвертом месте среди китайских брендов по продажам в РФ оказался Changan. Компания делает упор на кроссоверы с передним и полным приводом, автомобили отличаются достаточно ярким и оригинальным дизайном с явными азиатскими нотками. В качестве примера динамики снижения цены рассмотрим кроссоверы CS35 и UNI-S, достаточно популярные у покупателей.
Бренд Changan достаточно сильно завышал цены, поэтому в реалиях 2025 г. вынужден серьезно сбрасывать стоимость. Кроссовер CS35 со всеми скидками, составляющими более 500 тыс. руб., стоит в пределах 2 млн руб. Ситуация с UNI-S похожая – автомобили предлагаются клиентам за 2,25 млн руб., размер скидки превышает 750 тыс. руб. Максимальная скидка дается при покупке в кредит, причем есть возможность кредитования под 0,01% годовых – практически без переплаты.
На вторичном российском рынке автомобили CS35 выпуска 2023-24 гг. имеют цену в пределах от 1,5 до 2,2 млн руб. Удешевление стандартное, но в данном случае есть сложности с продажей из-за ценовой политики марки, дающей скидку практически 25% на новые автомобили. С UNI-S картина схожая – модель стала продаваться в России только в 2024 г. и предлагается на вторичном рынке за 2-2,1 млн руб., те фактически по цене нового экземпляра.
Jetour
Замыкает пятерку популярных брендов компания Jetour, являющаяся дочерним подразделением Chery. Компания занимается производством кроссоверов с передним или полным приводом. В качестве примера изменения стоимости в процессе увеличения возраста рассмотрим модели Dashing и X70. Важно учесть, что компания Jetour для стимулирования спроса также практикует политику скидок, превышающих 25-30% (в зависимости от модели) от исходной цены.
Кроссовер Dashing по состоянию на август 2025 г. предлагается дилерами по цене от 2,6 млн руб., за X70 просят 2,15 млн руб. Автомобиль модели Dashing выпуска 2023 г. можно купить за 1,5-1,6 млн руб. Модель X70 продается за 0,95-1,1 млн руб., причем автомобили выпуска 2020-21 гг. ввезены из Китая. Таким образом, на примере Dashing видна потеря стоимости за два года эксплуатации практически в два раза (дилерская цена без скидок составляет 3,6 млн руб.). Скидки несколько сглаживают разницу, одновременно делая покупку подержанного автомобиля менее выгодной с экономической точки зрения.
Заключение
В среднем падение цены китайских автомобилей за 3 года составляет 30-50% в зависимости от модели. Машины, использовавшиеся в такси, дешевеют еще быстрее, что вполне естественно. Назвать хотя бы одну китайскую модель или марку, которая безоговорочно или ощутимо лидирует по сохранению стоимости, нельзя.