Автоматическая коробка передач значительно упрощает процесс управления автомобилем в условиях плотного потока. Водителю не нужно переключать скорости и использовать сцепление, для начала движения достаточно отпустить педаль тормоза. По состоянию на середину 2025 г. при бюджете 1,5 млн руб. приходится рассчитывать только на покупку подержанного автомобиля с АКПП.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Под АКПП практически всегда подразумевают коробку, не требующую вмешательства водителя в процесс переключения. В эту категорию включают гидромеханические коробки, роботы и вариаторы, не вдаваясь в подробности конструкции. Под автоматической коробкой нужно понимать ступенчатую трансмиссию с гидравлическим переключением передач и гидротрансформатором для передачи крутящего момента.
Гидромеханическая коробка представляет собой набор планетарных редукторов с пакетами фрикционов для соединения и торможения элементов редукторов. Ленточные тормоза ушли в прошлое вместе с 4-ступенчатыми АКПП, современные коробки бюджетного класса имеют не менее 6 передач. Управление фрикционными пакетами и муфтой блокировки гидротрансформатора осуществляется давлением жидкости, для циркуляции используется насос. За распределение потоков масла отвечает гидроблок с соленоидами. Управление АКПП осуществляется с учетом режима работы двигателя, обеспечивая снижение расхода топлива.
Робот — это механическая коробка с автоматизированным механизмом переключения и фрикционным сцеплением. Современные роботы оснащены двойным сцеплением и соосными первичными валами, при этом коробка не является автоматической, что и указывается в сертификационных документах. Вариатор бесступенчато меняет передаточное соотношение за счет шкивов переменного диаметра, между которыми находится ремень или цепь.
В ценовой диапазон до 1,5 млн руб. попадают автомобили с гидромеханической коробкой разных классов. Предпочтительнее приобретать машины (легковые модели или кроссоверы) категории B или C, как имеющие потенциально меньший пробег. При этом будет сложность поиска хорошего экземпляра – автомобили очень популярны в таксопарках. Машины классов D и выше практически всегда оснащаются АКПП в базе, но экземпляры за 1,5 млн руб. будут иметь возраст не менее 10 лет и большой пробег. Кроме того, содержание автомобилей класса D и выше обходится дороже, чем бюджетных моделей классов C или B.
Skoda Rapid
За 1,5 млн руб. можно найти Rapid выпуска 2020-21 гг. с пробегом до 80 тыс. км. Автомобиль оснащен 110-сильным бензиновым двигателем поколения EA211 (другие агрегаты в связке с АКПП не предлагались). Двигатель в целом надежен, хотя есть нарекания на повышенный расход масла, который не прогрессирует с пробегом. Установлена автоматическая коробка Aisin с 6 передачами переднего хода с поддержкой ручного переключения и спортивным режимом. В стандартное оснащение Rapid входили фронтальные подушки, ABS с поддержкой ESP, электрические приводы стекол и зеркал, кондиционер и обогрев передних сидений.
Автомобиль отличает продуманная эргономика салона и просторный багажник с легким доступом через подъемную дверцу. Увеличенная площадь проема создает проблемы в мороз – салон остывает буквально за несколько секунд, а обратный прогрев достаточно медленный (общая проблема автомобилей Skoda с кузовом лифтбэк). Двигатель отличается небольшим расходом топлива, но придется использовать бензин не хуже А-95. Владельцы отмечают хорошую управляемость, хотя жесткая ходовая часть и сравнительно небольшой клиренс устроят не каждого.
KIA Rio
Автомобиль выпускался с кузовами хэтчбэк и седан, оснащался 6-ступенчатой АКПП производства компании Aisin с поддержкой спортивного режима и ручного переключения. Автоматическая коробка ставилась только в связке с 1,6-литровым двигателем мощностью 123 силы. В бюджет около 1,5 млн руб. попадают автомобили выпуска 2020-22 гг. с пробегами ближе к 100 тыс. км. Оснащение Rio практически не отличается от Rapid – в свое время модели были прямыми конкурентами на рынке новых автомобилей.
Двигатель Rio менее экономичен, хотя и не склонен к расходу масла. При этом существует проблема разрушения каталитического нейтрализатора, пыль от которого может попасть в цилиндры. Нередко нейтрализаторы выходили из строя при пробегах 10-15 тыс. км, производитель менял по гарантии двигатели. После покупки нейтрализатор лучше вырезать, если такую процедуру не провел предыдущий владелец. Достаточно часто выходят из строя катушки зажигания, ходовая часть не отличается прочностью. При этом владельцы отмечают простоту и дешевизну технического обслуживания.
Альтернативой Rio является Hyundai Solaris – автомобили построены на единой платформе и имеют большой процент унификации по деталям. Solaris выпускался только с кузовом седан, имеет иной внешний вид и несколько другое оформление салона. По эксплуатационным характеристикам автомобили идентичны, есть небольшие отличия по оснащению.
KIA Ceed III
Модель с кузовом хетчбэк или универсал относится к категории C. Силовой агрегат практически не отличается от используемого на Rio – 1,6-литровый атмосферный двигатель работает в паре с 6-ступенчатой АКПП Aisin. Отличием является повышенная до 128 сил мощность за счет иной прошивки блока управления. Соответственно, есть те же проблемы с преждевременным разрушением каталитического нейтрализатора с риском затягивания пыли в цилиндры и образования задиров на зеркалах. В ценовую нишу около 1,5 млн руб. попадают автомобили 2019-2020 гг. выпуска с пробегами не менее 100 тыс. км.
Владельцы отмечают неплохую управляемость автомобиля, небольшой клиренс ограничивает возможность передвижения по дорогам с плохим покрытием (особенно при поездках с полной загрузкой). Машина имеет хорошую для своих габаритов маневренность, в базовое оборудование входят фронтальные и боковые подушки, обогрев сидений и зеркал. По современным меркам уровень оснащения не слишком богатый, но Ceed III поколения создавался 10 лет назад. Хэтчбэк не отличается вместительным багажником, шумоизоляция вне зависимости от типа кузова не блещет качеством. Запас мощности атмосферного двигателя откровенно мал, особенно при эксплуатации с полной загрузкой.
Skoda Octavia III
За 1,5 млн руб. можно поискать Octavia III поколения выпуска 2018-20 гг., при этом нужно быть готовым к пробегам свыше 150 тыс. км и встречам с машинами из такси. Экземпляры с меньшими цифрами на одометре встречаются реже, нередко при детальном осмотре обнаруживаются признаки корректировки пробега. Автомобили будут оснащены 1,6-литровым 110-сильным двигателем и 6-ступенчатой АКПП Aisin – силовая установка практически не отличается от используемой на Rapid. При этом Octavia III крупнее, салон и багажник просторнее, автомобиль увереннее чувствует себя на скоростных шоссе – принадлежность к классу С обязывает иметь улучшенные характеристики.
Одним из преимуществ Skoda Octavia III является грамотно скомпонованный багажник большого объема с удобным проемом. Несмотря на большую массу автомобиль достаточно экономичен и отлично подходит для дальних поездок или повседневной эксплуатации. Жесткая ходовая часть является следствием стремления улучшить управляемость. Проблемой является качество лакокрасочного покрытия, которое отходит от металла. На ряде автомобилей есть коррозия по завальцовке колесных арок, которая обнаруживается владельцами достаточно поздно. Однако коррозия и отслоение краски встречается не на каждом автомобиле.
Renault Kaptur I
Легковые модели устраивают не каждого потенциального покупателя. За 1,5 млн руб. в середине 2025 г. можно найти кроссовер Kaptur I поколения выпуска 2017-19 гг. с пробегом до 70-80 тыс. км. Автомобили практически никогда не использовались в такси, имеют полный привод с электронной муфтой для распределения момента. Машина построена на базе платформы B0, оснащена 143-сильным бензиновым двигателем объемом 2 л.
Коробка устаревшего типа, имеет всего 4 передачи, что вполне достаточно для городского кроссовера. Автомобиль может эксплуатироваться в условиях легкого бездорожья, отличается простотой обслуживания. Багажник откровенно маленький, для перевозки габаритного груза придется складывать задний ряд сидений. Расход топлива в городских условиях легко переваливает за 12 л, что много по современным меркам. Некоторые владельцы критикуют салон за не слишком удачную эргономику, есть нарекания на качество работы головной светотехники.
Заключение
Выбор автомобилей в хорошем состоянии с АКПП в ценовом диапазоне до 1,5 млн руб. в реалиях 2025 г. достаточно скудный. Большинство предложений на вторичном рынке не слишком привлекательны, поскольку машины имеют большие пробеги и использовались в таксомоторных парках либо сдавались в аренду. Поиск подходящего варианта лучше проводить в специализированной компании, такой как Fresh Auto.