Электроавтомобиль Атом: осталось полшага до конвейера

Электроавтомобиль Атом: осталось полшага до конвейера

Новинки 12.06.25
В 2021 г. впервые появилась информация о разработке компанией «Кама» электрического автомобиля компактного класса. Машина построена на оригинальной платформе с высоким уровнем локализации по компонентам ходовой части и управляющей электроники. Выпуск автомобилей на мощностях завода «Москвич» (бывший Renault) под коммерческим названием «Атом» запланирован на III квартал 2025 г.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
“Изящный и просторный”. Дебют кроссовера Jetour X70 планируется уже этим летом “Изящный и просторный”. Дебют кроссовера Jetour X70 планируется уже этим летом

Истоки


История «Атома» восходит к прототипу «Кама-1», созданному «Центром компьютерного инжиниринга» и заводом КамАЗ. Первый проект не продвинулся дальше стадии опытного образца, послужив платформой для отработки разных конструкторских решений.

В 2021 г. при участии высшего руководства КамАЗ и предпринимателя Р. Варданяна создается компания «Кама», которая практически сразу представляет инвесторам и общественности проект электромобиля малого класса.
Осенью 2022 г. автомобиль получает название «Атом», а одним из участников проекта становится корпорация «Росатом», которая берет на себя разработку и производство аккумуляторных батарей. Спустя год открывается прием предварительных заказов на автомобиль, хотя стоимость «Атома» не озвучена и по состоянию на 2025 г. При этом создатель машины заявляет о наличии примерно 100 тыс. заявок от клиентов в России. Запланированы массовые поставки электромобиля в крупные прокатные компании, хотя без четкой ценовой политики многие заявки могут оказаться невостребованными.

Презентационные прототипы


В конце 2024 г. были представлены два экземпляра «Атома», якобы собранные по обходным технологиям на заводе «Москвич». Позднее появилось еще 13 предсерийных автомобилей, мало отличающихся от первенцев. В машинах бросались в глаза детали, изготовленные при помощи печати на 3D_принтере, явно непригодной для массового производства. При этом общая концепция и настройки шасси дорабатываться не будут. Кузов автомобиля сохранил оригинальную конструкцию без центральной стойки, петли распашных дверей с автоматическим отпиранием и запиранием расположены в проеме на пороге.

Автомобиль «Атом» позиционируется как российский, при этом доля локализации к моменту начала производства должна превысить 60% (ряд источников заявляет о 70%). Здесь нужно сразу оговориться относительно нюансов процесса «локализации» производства компонентов в России. Поставщику достаточно привозить компоненты из-за границы, осуществляя только окончательную сборку и устанавливая мелкие элементы российского происхождения. На выходе будет вполне локальный с точки зрения законодательства узел — по факту прекращение поставок одного из ключевых компонентов остановит производство.

Что касается технических подробностей, то информация выдается разработчиками достаточно скудно. На «Атоме» предполагается установка одного 204-сильного электродвигателя, вращающего через планетарный редуктор задние колеса. Тяговая батарея емкостью 77 кВт*ч интегрирована в пол кузова. Автомобиль позиционируется как городской транспорт с удобной посадкой и высадкой, может использоваться для загородных поездок. Основной упор сделан на габариты – длина «Атома» всего 3995 мм, что упрощает парковку. Багажник достаточно тесный – автомобиль представляет собой компромиссное решение, разработчикам пришлось жертвовать вместимостью грузового отсека в пользу места для пассажиров.

Серийное производство


Дату серийного производства «Атома» несколько раз сдвигали. Осенью 2024 г. планировалось приступить к выпуску с середины 2025 г., теперь сроки смещены на несколько месяцев. Для сборки предполагается использовать арендованные у завода «Москвич» площади с использованием доработанного конвейера. При этом заявленная мощность завода – всего 30 тыс. автомобилей в год, что идет вразрез с информацией об имеющихся 100 тыс. заявках. Сомнительно, что клиенты станут ожидать 2,5-3 года в очереди на автомобиль, который может оказаться далеко не идеальным с точки зрения надежности и удобства в эксплуатации. Одно дело рекламные публикации — реальная эксплуатация в российских условиях может показать совершенно иные результаты. Те же китайские модели можно купить намного быстрее – дорогие комплектации будут в наличии, а бюджетные варианты придется подождать 3-6 месяцев.

Перспективы


В ноябре 2024 г. была заявлена стоимость «Атома» в пределах 2-4 млн руб. в зависимости от комплектации. Цена электромобиля компактного класса выглядит явно завышенной, особенно на машины в топовой комплектации. За 3,5-4 млн руб. можно приобрести полноценный кроссовер с ДВС, пригодный для дальних поездок, заведомо более вместительный и комфортный для водителя и пассажиров. Основным потребителем «Атома» могут стать арендные компании, хотя их интерес к проекту зависит от востребованности электромобиля у клиентов.

Уповать на перспективы закупок «Атома» государственными структурами также не стоит. Примером ошибочного расчета на госзаказы является проект «Аура» от АвтоВАЗа, который потерпел крах – ежемесячные продажи чрезмерно дорогой удлиненной «Весты» не покрывают затрат. За первые 2 месяца 2025 г. заказчикам отгрузили всего 50 экземпляров, затем продажи немного выросли, оставаясь на катастрофически убыточном уровне. Модель «Атом» изначально создавалась как транспорт для такси или каршеринга, при этом конструктивные особенности во многом делают машину неинтересной для таких служб. Те же разрекламированные распашные двери с электроприводом имеют последовательный режим открытия, что не подходит для такси.

Нельзя забывать и об угрозе со стороны Китая – та же компания BYD предлагает несколько моделей электромобилей по очень привлекательным ценам. Сопоставимый по габаритам с «Атомом» BYD Dolphin обойдется примерно в 1,9 млн руб., правда российская модель отличается более мощным двигателем.

За 3-3,8 млн руб. можно стать владельцем полногабаритного кроссовера Song Plus EV с двигателем мощностью 204-218 сил и запасом хода 520-605 км. В любом случае – проекту «Атом» предстоит жесткая конкуренция на рынке с неопределенными итогами борьбы.

Еще одной сложностью для проекта станет малая заинтересованность россиян в покупке электромобиля. Если в крупных городах проблем с зарядными станциями нет, то загородные поездки на электрической тяге могут стать проблемой. Завод Evolute столкнулся с откровенно низким спросом на свою продукцию, с такими же проблемами столкнулся и «Москвич» - модель 3е оказалась практически невостребованной. Отмечаемое статистическими ресурсами увеличение популярности электромобилей в РФ в реальных цифрах является мизерным.

Заключение


По последним публикациям серийное производство «Атома» должно стартовать в III квартале 2025 г. Перспективы отечественного электромобиля туманны – производитель заявляет о наличии пакета из более чем 100 тыс. предварительных заказов, число которых может резко сократиться после опубликования цен. Заявленный в конце 2024 г. коридор стоимости от 2 до 4 млн руб. делает проект «Атом» практически неконкурентоспособным - бороться с китайскими брендами с такой политикой цен будет очень сложно.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?