Lada Iskra: какое место займет новинка между Vesta и Granta

Lada Iskra: какое место займет новинка между Vesta и Granta

Новинки 13.06.25
Летом 2024 г. в рамках Международного экономического форума в Санкт-Петербурге завод АвтоВАЗ представил ходовой прототип перспективной модели Iskra. Автомобиль создан как замена откровенно устаревшей Granta, при этом ВАЗ не планирует в ближайшее время снимать ее с конвейера. Серийный выпуск Iskra начался во второй половине апреля 2025 г., официальной информации о ценах и комплектациях завод по состоянию на начало лета 2025 г. не публиковал.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
В 2022 г. АвтоВАЗ попал в сложную ситуацию из-за санкций и прекращения сотрудничества с Renault-Nissan. Заводу пришлось отказать от выпуска ряда модификаций и упростить автомобили, одновременно были начаты работы по поиску новых поставщиков. Благодаря имеющейся документации и готовым комплектам деталей для сборки было принято решение о доработке модульной платформы CMF-B LS от Renault-Nissan, права на которую и так отошли к АвтоВАЗ. Именно на основе этой платформы, получившей обозначение XJO (по ряду источников), и создана модель Iskra.

Скопированная и переработанная платформа не является ультрасовременной, хотя и позволяет создавать бюджетные модели с разными вариантами кузовов. Часть комплектующих для Iskra ввозится из Китая, некоторое детали отгружают иранские поставщики. На автомобиле сохранен проем лобового стекла от исходной платформы, стекло полностью соответствует Renault Logan III поколения. Заявляется полная локализация электроники — скорее всего, речь идет о финишной сборке печатных плат на основе ввозимых в РФ компонентов. Часть деталей подвески и тормозов взята от существующих моделей ВАЗ, точно понять взаимозаменяемость узлов удастся только после старта продаж Iskra.

Планы и реалии


На момент презентации заявлялось, что Iskra станет преемником Granta. Через некоторое время завод опубликовал новую информацию, согласно которой Iskra займет нишу между оставленной на конвейере Granta и Vesta. Официальных причин корректировки планов не озвучивалось, очевидно, что завод испытывает трудности с началом выпуска новой модели. По состоянию на начало июня 2025 г. нет никакой внятной информации о ценах и составе комплектаций, хотя с момента старта производства прошло практически полтора месяца. Задержка с отгрузкой объясняется дефицитом комплектующих, хотя ранее завод заявлял о большом проценте локализации и полной готовности поставщиков. Вполне возможно, что впоследствии Iskra вытеснит Granta с конвейера, но в нынешних экономических условиях спрогнозировать динамику развития отечественного автопрома сложно.

Технические особенности


На Iskra по умолчанию используются барабанные тормозные механизмы на задней оси, спереди стоят вентилируемые диски. С одной стороны – барабаны проще в обслуживании, с другой – от такой тормозной системы сложно добиться хороших результатов. Для бюджетного автомобиля задние барабанные тормоза вполне нормальны. Также вполне естественно использование рулевой колонки с регулировкой только по углу – налицо экономия на комплектующих. Ходовая часть без неожиданностей – стойки МакФерсон спереди и торсионная балка сзади.

Стандартными для Iskra будут механические коробки с 5 или 6 передачами переднего хода. Заявлено использование китайского вариатора, который уже устанавливается на Vesta с моторами мощностью 106 или 122 силы. Для Iskra предусматриваются фары галогенного типа со светодиодными ходовыми огнями. Помимо стандартного седана планируется выпуск универсала и модификации Cross с пластиковой защитой колесных арок.

По габаритам Iskra выгодно отличается от Granta – увеличение колесной базы до 2603 мм против 2476 мм дает дополнительный простор в салоне, особенно в зоне ног задних пассажиров. При этом общая длина увеличилась незначительно – 4333 мм против 4260 мм. Большим преимуществом Iskra является увеличенный до 170 мм дорожный просвет – автомобиль сможет без проблем проехать по грунтовым дорогам, хотя в глубокие колеи на машине заезжать не рекомендуется.

Комплектации


Информация о составе комплектаций не является официальной и базируется на основе коротких релизов, выпускавшихся заводом АвтоВАЗ. Базовым для Iskra станет 90-сильный 8-клапанный двигатель с распределенным впрыском топлива, корни которого уходят к мотору ВАЗ-21083. В состав трансмиссии войдет 5-ступенчатая механическая коробка передач. Базовое оснащение типичное для бюджетных автомобилей для развивающихся стран – фронтальные подушки безопасности, электрические передние и механические задние приводы стекол в дверях, система ABS с поддержкой ESP. Заявлена аудиоподготовка — штатная мультимедийная система может быть установлена по заказу за доплату, но по ряду источников такой опции не предусмотрено.

В среднем варианте оснащения под капотом появится 16-клапанный двигатель мощностью 106 сил, работающий в паре с механической 6-ступенчатой коробкой (возможно, что будет использоваться дешевая 5-скоростная трансмиссия). В список штатного оборудования входит кондиционер с ручным управлением, подогрев передних сидений, стекла задних дверей получат электрический привод. В максимальной комплектации Iskra получит боковые подушки безопасности, ультразвуковые датчики парковки и камеру заднего вида, подогрев ветрового стекла и задних сидений. Важно еще раз отметить, что оснащение может измениться к моменту начала массовых продаж автомобиля.

Перспективы


Спрос на Iskra будет определяться ценовой политикой и уровнем дохода населения. Снимать Granta с конвейера АвтоВАЗ скорее всего не решится – именно эта бюджетная модель дает наибольший процент продаж. Автомобиль Iskra отберет часть покупателей как у Granta, так и у Vesta, но только при адекватной цене. Завышенная стоимость и неизбежные проблемы с качеством у новой модели могут снизить интерес покупателей. Учитывая медленную реакцию АвтоВАЗ на нарекания клиентов, срок устранения «детских» болезней у автомобиля растянется на годы.

Наиболее интересным вариантом Iskra является универсал, не имеющий в своем ценовом диапазоне конкурентов. Седану придется сложнее – завод заявлял коридор цен от 1,3 до 1,6 млн руб., в этой нише присутствует немало китайских игроков. Например, седан Kaiyi E5 со 147-сильным двигателем и вариатором предлагается дилерами за 1,3-1,4 млн руб., машина имеет сопоставимые с Iskra габариты при лучшем оснащении. Ситуацию может отчасти исправить уход марки Kaiyi с российского рынка, о таких планах китайского производителя (по сути – суббренда Chery) неоднократно были сообщения в СМИ. Но на рынке остаются другие игроки, способные оттянуть покупателей от продукции завода АвтоВАЗ.

Заключение


Автомобиль Iskra нельзя назвать современным – модель базируется на достаточно возрастной платформе, а часть узлов позаимствована у предыдущих поколений машин АвтоВАЗ. Вместе с тем для завода выпуск новой модели является небольшим, но шагом вперед. Наличие модульной платформы (пусть и скопированной у Nissan-Renault) позволяет достаточно оперативно выводить на рынок новые модели, учитывая требования потенциальных клиентов.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?