Практически все официальные дилеры предлагают клиентам выкуп старого автомобиля. Машина затем выставляется на продажу и позволяет продавцу получить дополнительный доход. Схема носит название трейд-ин и является достаточно удобной для покупателей новых машин, а также для людей, которым требуется подержанное транспортное средство.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Классический трейд-ин действует следующим образом – клиент в поисках новой машины обращается в автосалон, который предлагает разные варианты оформления сделки. Практически все дилеры выкупают
автомобили с пробегом (с ограничением года выпуска, состояния и т.д.), цена машины зачитывается в погашение части стоимости нового автомобиля. Менеджер автосалона рассчитывает сумму выкупа, ориентируясь на общее техническое состояние и рыночную стоимость. Основной задачей автосалона является снижение цены выкупа, поскольку автомобили из трейд-ин должны продаваться с получением максимальной прибыли.
Перед оформлением договора автомобиль бегло проверяют по базам данных на наличие залогов или иных юридических проблем, не позволяющих в дальнейшем поставить машину на учет на нового собственника. Важно понимать, что проверка машины при приемке в трейд-ин достаточно беглая — по этой причине на продажу иногда выставляются автомобили с техническими или иными проблемами. При выборе машины, сданной по трейд-ин, нужно проводить тщательную проверку понравившегося на первый взгляд экземпляра – нередко при изучении истории эксплуатации обнаруживаются любопытные факты.
Отказ от проверки истории
Любой подержанный автомобиль необходимо проверять перед покупкой по общедоступным базам. Основная цель – прояснение истории, в которой могут быть ДТП, а машина продается как не бывавшая в авариях. При этом важно анализировать характер аварии, небольшие происшествия с незначительными повреждениями кузова или лакокрасочного покрытия являются нормой, особенно при эксплуатации машины в крупных городах. Также важно помнить, что на сайте Госавтоинспекции могут отображаться не все аварии – часть ДТП не фиксируется, информация о происшествиях вносится в базу с запозданием. Необходимо понимать, что в трейд-ин реализуются автомобили с пробегом с неизбежными следами эксплуатации.
Также есть смысл запросить платные отчеты, в которых помимо истории ДТП есть сведения из объявлений о продаже автомобиля (если таковые публиковались). Нередко владельцы продают машину после аварии, не желая вкладывать деньги в восстановление. Продажа может идти и от имени страховой компании, выплатившей владельцу премию по КАСКО и ставшей владелицей годных остатков. Вероятность приемки машины после серьезного ДТП и ремонта в трейд-ин минимальна, но лучше проявить бдительность и лишний раз проверить автомобиль. По отчетам также будет понятно наличие залогов или ограничений на регистрацию, хотя автосалоны проводят проверку автомобиля перед выкупом (иначе машина повиснет мертвым грузом до момента погашения долгов).
Понять по отчетам подлинность пробега достаточно сложно, поскольку отменена процедура регулярного технического осмотра. Да и в эпоху обязательного прохождения ТО в диагностические карты вносили пробег весьма неаккуратно – со слов водителя либо наобум. Если автомобиль несколько раз выставлялся на продажу, то есть смысл сопоставить пробеги по разным объявлениям. Если цифры на одометре уменьшились, то налицо корректировка пробега. Если по истории явно видно снижение динамики увеличения пробега, то данный факт ни о чем криминальном не говорит – у владельца может пропасть необходимость в регулярных поездках.
В идеальном случае нужно покупать автомобиль с прозрачной историей обслуживания у дилера, который точно фиксирует пробег при всех обращениях. К сожалению, такие машины встречаются в трейд-ин редко и, в основном, имеют возраст до 3-4 лет. Без сомнения, при старании можно найти и 10-летний экземпляр с полным дилерским обслуживанием, но основная масса машин после окончания срока гарантии переводится на обслуживание у неофициалов. Компьютерная диагностика нередко позволяет найти истинный пробег, при этом важно получить разрешение на подключение сканера у продавца. Оценивать пробег по состоянию салона сложно, интенсивность износа зависит от ценовой категории автомобиля и аккуратности владельца.
Отказ от проверки технического состояния
Полностью полагаться на проверку сотрудниками автосалона при приемке автомобиля в трейд-ин нельзя. Автомобиль необходимо досконально изучить на предмет следов незарегистрированного в истории ДТП и наличие прочих технических проблем. Отчеты от автосалона с якобы проверками машины по десяткам и сотням пунктов зачастую ни о чем не говорят и являются рекламным трюком. Важно внимательно осмотреть кузов и проверить толщину краски прибором, заостряя внимание на внешний вид полос герметика на швах. При этом важно понимать специфику производственного процесса – некоторые производители наносят герметик очень неаккуратно.
Всегда нужно обращать внимание на мелкие нюансы – царапины на стойках внутри салона могут свидетельствовать об их снятии для кузовного ремонта. Перетянутая панель приборов указывает на высокую вероятность срабатывания фронтальной подушки пассажира. Наличие следов течи масла или антифриза сигнализирует о большом пробеге и не слишком качественном обслуживании машины. Автосалоны не всегда дают возможность проверять автомобиль на наличие ошибок или иных проблем, упирая на наличие отчета о состоянии машины. Если клиент чувствует какие-то скрытые проблемы, то лучше отказаться от покупки. Есть и второй вариант – если автомобиль очень нравится, то есть смысл пригласить подборщика с опытом, который быстро определит состояние машины.
Юридические проблемы
Приемка в трейд-ин не исключает наличие юридических проблем с автомобилем. Машина меняет собственника, поэтому возможные претензии со стороны ФССП к человеку уже никак не скажутся на автомобиле. Ограничения на регистрацию накладываются только на стадии владения машиной. Другой проблемой могут стать залоги, информация о которых не слишком оперативно поступает в базу Федеральной Нотариальной палаты. До 2025 г. была популярной схема оформления залога под бумажный ПТС с последующим обращением в Госавтоинспекцию с просьбой выдать новый паспорт взамен «утерянного». С 2025 г. выдача бумажных ПТС прекращена, а при оформлении электронного в него с высокой долей вероятности попадет информация о залоге.
Электронный ПТС изъять физически невозможно, в формуляре есть специальное поле для внесения информации о залоге. По этой причине в реалиях 2025 г. купить автомобиль в трейд-ин с юридическими проблемами достаточно сложно. Безусловно, мелкие автосалоны могут допустить оплошность на каком-либо из этапов, что приведет к выкупу проблемного автомобиля. При обращении в отдел трейд-ин дилерского центра вероятность обнаружить машину с юридическими проблемами близка к нулю. В любом случае – беглая проверка по общедоступным базам Госавтоинспекции и Федеральной нотариальной палаты даст информацию о наличии ограничений на регистрацию или залогового обременения.
При покупке оформляется договор купли-продажи с указанием реквизитов сторон, объекта сделки и стоимости. Обязательно оформление акта приема-передачи с указанием оснащения автомобиля и недостатков. Подписание акта подтверждает отсутствие претензий у продавца и покупателя друг к другу. При покупке важно убедиться, что оформление договора идет от имени автосалона, который и является собственником сданного в трейд-ин автомобиля по ПТС. От иных способов регистрации сделки необходимо отказываться – у покупателя должны быть на руках документы, подтверждающие приобретение автомобиля с указанием истинной цены сделки. В случае возникновения проблем документы потребуются в ходе судебных разборок.
Ориентация только на цену
Цена автомобилей в трейд-ин чаще всего соответствует верхней планке рыночного коридора вне зависимости от состояния. Причина проста – автосалон выкупает машину с целью получения прибыли (дополнительной для дилерского центра и основной для салонов, занимающихся реализацией машин с пробегом). Явное занижение цены сигнализирует о возможном желании автосалона избавиться от проблемного экземпляра – машина может иметь юридические или технические проблемы. Покупка любого автомобиля с пробегом предусматривает вложение определенной суммы в ремонт и обслуживание.
Предлагаемый в трейд-ин автомобиль не обязательно имеет два комплекта шин, да и продаваемые с машиной покрышки могут требовать замены. Нередко люди приобретают машину, которую не в состоянии содержать. На стадии выбора модели важно оценить финансовые возможности – в ряде случаев лучше купить бюджетную машину за имеющуюся на руках сумму, чем приобретать автомобиль классом выше в кредит. Во втором случае гашение кредита окажет дополнительную нагрузку на бюджет. В итоге автомобиль за пару лет отсутствия хорошего обслуживания превратится в гору металлолома.
Спешное принятие решения
Нередко клиент приходит в автосалон и покупает автомобиль с пробегом на эмоциях. Через некоторое время приходит понимание, что машина не слишком подходит по целому ряду критериев. Иногда решение о покупке принимается под психологическим давлением менеджера, который постоянно рассказывает о востребованности машины и наличии покупателей, готовых сию минуту внести залог. Перед поездкой в салон нужно оценить рыночную ситуацию и убедиться в соответствии цены понравившейся машины реалиям.
Покупка на эмоциях нередко приводит к переплате за автомобиль либо к покупке машины с явными техническими проблемами. Предъявить претензии автосалону не получится – покупатель подписал акт приема-передачи и согласился купить машину с пробегом и недостатками. В ряде случаев удается расторгнуть договор в досудебном порядке или по решению суда, но такие процедуры требуют дополнительных затрат на оплату услуг грамотного юриста. Поэтому важно подходить к покупке автомобиля с пробегом максимально осмысленно.
Заключение
Покупка автомобиля, сданного по трейд-ин, ничем не отличается от процесса приобретения машины у частного владельца. Необходима доскональная проверка выбранного транспортного средства по базам данных, а также внимательный осмотр с целью обнаружения явных технических проблем. При отсутствии опыта осмотра автомобилей или времен на поездки по автосалонам и площадкам есть смысл заказать услугу подбора в специализированной компании с заключением договора.