Автомобили с системой полного привода оснащаются трансмиссиями нескольких типов. Конструкция агрегатов и способа управления приводом напрямую влияет на проходимость. Схема 4WD используется на полноценных внедорожниках и армейских машинах, а упрощенная система AWD распространена на кроссоверах и легкой технике со средней проходимостью.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Разновидности
Существует два типа трансмиссии для полного привода:
- 4WD с возможностью управления режимами работы водителем;
- AWD с электронным распределением момента между осями.
Первый вариант предусматривает ручное управление трансмиссией. Как правило, ведущим является задний мост, передние колеса подключают для преодоления сложных участков дороги. Подключаемый полный привод широко используется на грузовых автомобилях и ряде кроссоверов, имеет обозначение Part Time 4WD. Постоянное использование полного привода на таких машинах невозможно из-за эффекта циркуляции мощности. На машинах старых моделей для управления приводом на передние колеса используются механические муфты или хабы, расположенные в ступицах колес.
Существует схема Full Time 4WD, при которой крутящий момент поступает на обе оси постоянно, а отключение одного из мостов не предусмотрено. Классическим примером является отечественная «Нива». В конструкции любой трансмиссии 4WD имеется раздаточный редуктор, влияющий на увеличение расхода топлива. Для реализации схемы Full Time 4WD в редуктор вводится межосевой дифференциал, исключающий появление эффекта циркуляции мощности.
Второй вариант получил распространение с развитием электроники. В состав трансмиссии входит муфта, которая подключает задние колеса только при необходимости – как правило, при начале пробуксовки передних колес. При движении по твердому грунту ведущей является только передняя ось, что способствует снижению потерь мощности и расхода топлива.
Подробнее о 4WD
Трансмиссия 4WD оснащается раздаточной коробкой, которая может иметь пониженную и прямую передачу. Пониженный ряд используется для движения в условиях тяжелого бездорожья. Классическим примером машины с такой трансмиссией является ВАЗ-2121 «Нива». В зависимости от модели управление раздаточным редуктором осуществляется рычагом или электромагнитным приводом с кнопками переключения, расположенными около места водителя.
Следует упомянуть систему многорежимного полного привода, который используется на ряде машин марок
Mitsubishi,
Nissan и Jeep – фирменные названия трансмиссий Super Select 4WD, All-mode 4WD и Select-Trac соответственно. На автомобилях с такой системой водитель может принудительно отключить передний мост, имеется также межосевой дифференциал с блокировкой и пониженная передача.
Подробнее о AWD
Классическая трансмиссия AWD состоит из коробки передач с угловым редуктором, связанным с муфтой привода задних колес карданным валом. Электроника может передавать на задние колеса от 10 до 50% крутящего момента, ориентируясь на степень пробуксовки передней оси. Еще одним отличием трансмиссии AWD от 4WD является отсутствие пониженного ряда – иногда на машинах используется коробка с пониженной первой передачей, рассчитанной на передвижение в тяжелых условиях.
В состав трансмиссии AWD никогда не входит межосевой дифференциал – распределение потоков мощности регулируется электроникой. Для привода задних колес используют муфты вязкостного или фрикционного типа. В конструкции трансмиссии не используют межколесные дифференциалы – автомобили AWD просто не рассчитаны на эксплуатацию в тяжелых условиях.
На ранних моделях автомобилей с приводом AWD использовалась муфта без электронного управления. Фактически, узел являлся разделителем карданного вала и работал как межосевой дифференциал. Установка электроники повысила точность и быстроту работы муфты, с другой стороны – усложнила трансмиссию и повысила стоимость производства автомобиля. Кроме того, современные муфты AWD не рассчитаны на длительные высокие нагрузки – полный привод срабатывает кратковременно. На части машин муфта AWD передает небольшую часть момента на задние колеса постоянно, улучшая проходимость и управляемость автомобиля.
Муки выбора
Выбор между AWD и 4WD практически всегда ограничивается моделью автомобиля – производители никогда не предлагают машины одной модели с разными типами полного привода. Перед покупкой машины с полным приводом нужно оценить необходимость такой трансмиссии – автомобиль будет дороже, а также менее экономичен. Если планируются редкие выезды на природу, то вполне достаточно автомобиля с передними ведущими колесами и увеличенным клиренсом.
Автомобиль с трансмиссией 4WD целесообразен для регулярных поездок по среднему или тяжелому бездорожью – по песку, грязи или снегу. А машина с AWD сможет преодолеть только достаточно легкое бездорожье, поскольку трансмиссия не рассчитана на длительные нагрузки, а дорожный просвет автомобиля окажется недостаточным.
Наличие блокировки дифференциала в 4WD целесообразно только при регулярных поездках по тяжелому бездорожью. Автоматическая блокировка не требует вмешательства со стороны водителя, муфта срабатывает и отключается совершенно незаметно. Ручное управление ставится только на полноценных внедорожных автомобилях, блокируя распределение момента в пропорции 50/50 между осями или колесами. Самоблокирующийся дифференциал отличается гибкостью – распределение момента варьируется в достаточно широком диапазоне.
Для срабатывания автоматической блокировки необходима пробуксовка колес на одной оси. При движении по легкому бездорожью такой алгоритм работы вполне безобиден, но если машина завязла в грязи или снегу, то автоматика может стать проблемой. При попытке выехать ведущие колеса будут срываться в букс, а только затем сработает привод на вторую ось. В результате машина станет закапываться в рыхлое покрытие, методика раскачки также не позволит выехать из ловушки.
Принудительная или жесткая блокировка работает надежнее. Если автомобиль застрял, то достаточно включить механизм вручную. Водитель может пытаться выехать вперед или назад либо раскачивать автомобиль – крутящий момент будет передаваться на обе оси, увеличивая шансы выехать из ловушки своими силами.
Межколесные дифференциалы дополнительно увеличивают проходимость. Межосевой дифференциал боится диагонального вывешивания автомобиля, в этом случае поток мощности уйдет в пробуксовку колес, не имеющих сцепления с дорогой. Межколесный дифференциал при блокировке позволит начать движение за счет оставшихся двух колес.
Заключение
Однозначно заявлять о преимуществе одной системы полного привода над другой нельзя. Системы AWD и 4WD созданы для разных условий эксплуатации, именно этот фактор и следует учитывать при выборе автомобиля. Для тяжелого бездорожья однозначно нужен привод 4WD, а машины с AWD предназначены для поездок по дорогам с твердым покрытием с периодическими путешествиями по проселкам.