Приобретение подержанного автомобиля всегда сопряжено с рисками оказаться собственником транспортного средства, проблемного с технической или юридической точки зрения. Большую часть недостатков можно обнаружить даже при минимальных знаниях, главное внимательно изучить предлагаемый продавцом автомобиль. При отсутствии уверенности в собственных силах есть смысл пригласить на осмотр знакомого или наемного эксперта с заключением договора об оказании услуг.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Предварительная проверка
Подавляющее большинство подержанных автомобилей находят по объявлениям о продаже либо на специальных площадках, занимающихся реализацией подобных машин. Предварительную информацию по автомобилю можно собрать, зная VIN. Номер необходимо запросить у продавца, желательно в виде фотографий табличек. Отмечены случаи, когда продаваемый автомобиль имел проблемы, а продавец высылал VIN от другого экземпляра в идентичной комплектации. Расчет ведется на невнимательность покупателя, который удовлетворится первичной проверкой и не станет сравнивать вин в сообщении с номером на приобретаемом автомобиле.
VIN заносят в общедоступные базы Госавтоинспекции и Федеральной нотариальной палаты – уже на это стадии определяют наличие ограничений на регистрацию, залога, количество и общий характер аварий. Также VIN можно использовать для получения платных расширенных отчетов, в которых нередко присутствуют фото от предыдущих объявлений о продаже (включая аукционы годных остатков, проводимые страховыми компаниями для реализации «тотальных» машин). Но если отчет выглядит чистым, то терять бдительность нельзя – как было сказано выше, не исключена отправка подменного VIN.
Документы
Основным документом, который желательно проверить перед физическим осмотром, является ПТС. Паспорт может быть на бумажном носителе или электронным. В 2025 г. остановлена выдача дубликатов ПТС на бумаге, что позволило отсечь махинации с залогами. Ранее злоумышленник мог оформить залог под ПТС автомобиля и обратиться в ближайшее МРЭО с заявлением об утрате паспорта. После получения дубликата автомобиль выставляли на продажу по заманчивой цене, стараясь найти невнимательного покупателя. В электронном ПТС при оформлении залога ставится пометка, снять которую можно только после погашения долга.
В идеале – продавец должен быть владельцем автомобиля, вписанным в ПТС. Если продавец не внесен в паспорт, то реализацией подержанной машины занимается перекуп. Особой опасности в данном случае нет, но при оформлении договора нужно настаивать на указании подлинной суммы сделки. Если предъявляется дубликат ПТС, то нужно подключить логику – большое число владельцев на машине до 5 лет чаще всего указывает на наличие проблем или возможность махинации с залогом. Проверка VIN с кузова автомобиля по базе Федеральной нотариальной палаты снимет часть подозрений, для подстраховки можно получить нотариально заверенную выписку.
Первичный осмотр
Необходимо обойти и осмотреть автомобиль с разных ракурсов, оценивая равномерность зазоров и цвета краски. Бампера, ручки или корпуса зеркал могут несколько отличаться по тону с остальным кузовом из-за разного материала деталей. Затем можно проверить толщину краски на каждой панели, делая по 3-4 замера. В большинстве случаев прибор покажет 80-100 микрон, изредка встречаются автомобили с двойным заводским окрасом.
Если продавец сразу заявлял о перекрашенных деталях, то рекомендуется проверить слова. Смысл замеров толщины ЛКП на подержанном автомобиле заключается в поиске мест с толстым слоем шпаклевки. Важно понимать, что нередко панели перекрашивают после легкой аварии, устраняя царапины. Толщина ЛКП в проемах дверей всегда меньше из-за технологии окраски, под капотом и в багажнике заводская окраска носит поверхностный характер в виде распыла и никогда не имеет блеска.
Детальный осмотр
Кузов автомобиля собирается на заводе из панелей, соединяемых точечной сваркой и лазерной пайкой. При ремонте воспроизвести заводскую точку достаточно сложно. Если первичный осмотр дает основание для подозрения о серьезном ДТП, то нужно внимательно осмотреть лонжероны и брызговики в моторном отсеке и пол багажника. При устранении последствий достаточно сильной аварии на лонжеронах, брызговиках или элементах пола кузова остаются следы остаточных деформаций. Оклейка пола багажника сплошной шумоизоляцией тоже дает основание для более детального осмотра – не исключена маскировка повреждений металла.
При ремонте нередко приходится разделять заводские детали кузова со снятием шовного герметика. При обратной сборке покрытие восстанавливают, но добиться соответствия заводскому шву невозможно. Сравнение швов слева и справа дает полезную информацию для покупателя. Также есть смысл обратить внимание на головки болтов крепления петель дверей, капота или крышки багажника, передних крыльев. Сорванная краска на гранях или следы подкраски указывают на снятие деталей.
Поиск следов глубокого ремонта кузова
При серьезной аварии объем повреждений может быть настолько велик, что ремонт возможен только с установкой части кузова от автомобиля-донора. При грамотном восстановлении кузов расшивают по заводским стыкам, отсверливая точки. Затем устанавливают предварительно подготовленную часть от донорского кузова и соединяют фрагменты. Шов нередко проходит по стойкам, место ремонта легко определяется прибором – на месте сварки будет слой шпаклевки.
Также можно попросить продавца снять уплотнители в дверных проемах, в случае отказа лучше не рассматривать автомобиль. Нужно понимать, что кузов является самой дорогостоящей деталью автомобиля и во многом определяет безопасность водителя и пассажиров. Даже качественный ремонт с заменой части штатного кузова не обеспечит получение исходной прочности. Лучше отказаться от покупки такого экземпляра, невзирая на привлекательную цену.
Маркировочные таблички
На кузов каждого автомобиля на заводе набивается номер VIN, который находится на несъемной детали (чашке передней подвески, поперечине пола под креслом пассажира и т.д.). Номер дублируется на наклейках, расположенных под ветровым стеклом и на центральной стойке кузова со стороны места водителя. На ряде автомобилей (обычно азиатского производства) наклейки с VIN могут присутствовать на крышке багажника и еще на ряде кузовных элементов.
При осмотре важно сверить данные на всех этикетках с VIN в документах. Определить подлинность маркировочных табличек рядовому покупателю сложно, особенности защитных элементов на бумаге знает только эксперт. Отмечены случаи, когда на проблемных с юридической точки зрения автомобилях на этикетке указывался цвет кузова или салона, не соответствующий реалиям. С другой стороны, вероятность нарваться на такой экземпляр с явно криминальным прошлым достаточно невелика.
Пробег
При поиске подержанного автомобиля нередко встречаются экземпляры со скорректированным в меньшую сторону пробегом. При обычных условиях эксплуатации машина проезжает за год 10-15 тыс. км, именно эту цифру и нужно учитывать при расчете реального пробега. Без сомнения, на рынке встречаются машины с очень небольшими пробегами, что легко подтвердит состояние деталей салона, кузова и тормозов. Ориентироваться на данные из диагностических карт не совсем правильно – информация нередко заносится со слов владельца или пишется сотрудниками пунктов осмотра наобум.
Пробег можно примерно определить по состоянию фар и отделки салона, хотя скорость износа материалов сильно зависит от качества и аккуратности владельца. При установке бронирующей пленки кузов будет как новый и через 200-250 тыс. км. Важно оценивать состояние деталей комплексно. Например, тормозные диски могли поменять, детали не будут иметь следов сильного износа, хотя реальный пробег машины перевалит за 100 тыс. км при заявленных 20-30 тыс. км.
Двигатель и коробка
При покупке рекомендуется осмотреть двигатель на предмет течи масла и антифриза. Понять состояние агрегата по внешнему виду невозможно, но в отличие от кузова двигатель можно менять (весь вопрос в стоимости такой процедуры). Механическая коробка практически не создает проблем, для проверки АКПП или вариатора достаточно выполнить пробную поездку. Толки при смене режимов или скоростей указывают на наличие проблем, хотя некоторые коробки могут работать достаточно жестко.
Диагностика
Финишную проверку автомобиля лучше провести в сервисе с детальным осмотром ходовой части и диагностикой электроники. Использование смартфона с адаптером ELM327 не всегда дает качественный результат диагностики. Сервис лучше выбирать профильный и не соглашаться на предложения продавца посетить ближайший пункт диагностики. При считывании ошибок нередко удается определить истинный пробег автомобиля, который забыли или не смогли скорректировать. Такое замечание касается машин с развитой электроникой, на бюджетных моделях корректировка одометра очень проста.
На ряде автомобилей диагностика позволяет определить состояние двигателя и трансмиссии, нужно лишь правильно интерпретировать показания сканера. Близкое к критическому расхождение валов сигнализирует о растяжении цепи и косвенно указывает на пробег, который можно сравнить с показаниями одометра. Также диагностика позволяет понять состояние роботизированных коробок с двойным сцеплением – значения коррекции дисков сцеплений указывают на их состояние и остаточный ресурс.
Перечисленные манипуляции позволяют с высокой долей вероятности определить проблемный автомобиль. Если человек не хочет или не в состоянии провести проверки, то есть смысл заказа подбора машины с пробегом. Стоимость услуг посреднических компаний невелика, а скорость подбора зависит от требований клиента – в большинстве случаев человеку находят хороший автомобиль за несколько дней.