Как проверить автомобиль перед покупкой без визита в сервис: чек-лист

Как проверить автомобиль перед покупкой без визита в сервис: чек-лист

Советы 15.12.25
Большинство проблем подержанного автомобиля можно обнаружить при детальном осмотре, не прибегая к услугам сервиса. При этом есть риск пропуска скрытых дефектов или заострения внимания на мелких недостатках, по факту не влияющих на эксплуатационные характеристики.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Проверка по базам


Рассмотрим типовую ситуацию – потенциальный покупатель анализирует сайты с объявлениями о продаже подержанных автомобилей и находит один или несколько интересных вариантов. При первом разговоре с продавцом можно получить общую информацию о состоянии и прошлом машины, причем далеко не факт, что соответствующую реальности. Для проверки автомобиля по общедоступным базам необходимо получить номер VIN.

Запрошенный VIN позволяет определить:

участие в ДТП;
наличие ограничений на регистрацию;
наличие залоговых обременений.

Помимо общедоступных баз можно использовать платные отчеты с расширенной информацией. Нередко в платных базах хранится информация из объявлений при предыдущих продажах машины. Автомобиль мог реализовываться одним из владельцев с повреждениями, полученными в результате незарегистрированной аварии (вполне естественно, что в базах Госавтоинспекции будет все чисто). Если отчеты показывают отсутствие явных проблем, то есть смысл выехать на физический осмотр.

Документы


На первом этапе важно проверить наличие документов на автомобиль и соответствие данных о собственнике с данными продавца. Если информация расходится, то реализацией занимается перекуп, который не будет знать всю историю автомобиля. Кроме того, не исключена ситуация, что собственник имеет долги, переданные судебным приставам. В результате можно купить машину без ограничений на регистрацию, а спустя несколько дней ФССП наложит ограничения. С другой стороны, подобная ситуация может сложиться и при покупке автомобиля напрямую у собственника.

Кузов


Наличие мелких дефектов лакокрасочного покрытия является нормой для подержанной машины, исключением могут быть автомобили с пробегом до 5-10 тыс. км. Важнее оценить однотонность окраски металлических элементов, краска на пластиковых бамперах практически всегда немного отличается от основного фона. Осмотр автомобиля рекомендуется проводить в сухую погоду при хорошем естественном освещении.

При изучении автомобиля с пробегом важно всегда обращать внимание на мелкие детали, о которых почти всегда забывают при ремонте. К таковым можно отнести наличие остатков пасты для полировки в щелях и на кромках. Зазоры между элементами кузова должны быть примерно одинаковы и не меняться по вертикали или горизонтали. Явно выступающие панели могут указывать на не слишком качественный ремонт кузова.

Для поиска окрашенных или восстановленных шпаклевкой элементов используют специальный прибор. Каждый элемент проверяют в нескольких точках, отдельное внимание нужно уделить стойкам крыши и проемам дверей – в случае капитального ремонта кузова после ДТП на данных элементах присутствуют сварные швы, заделанные шпаклевкой. Параллельно нужно смотреть на головки болтов петель – слизанная или восстановленная краска указывает на отворачивание креплений.

Толщина слоя краски варьируется по кузову – самый тонкий слой будет внутри проемов. Под капотом и в багажнике краска наносится в виде распыла без слоя лака – при ремонте сымитировать такое покрытие невозможно, глянцевый лак в моторном отсеке указывает на вторичную окраску. Перед проверкой следует уточнить нормальное значение толщины краски, зависящее от производителя. Также важно понимать, что просто вторичный окрас пары элементов кузова подержанного автомобиля является нормой.

Если внешний осмотр кузова не вызвал подозрений или есть понимание о наличии проблем, то есть смысл перейти к осмотру моторного отсека и багажника. При сильных ударах на деталях кузова образуются складки, которые невозможно полностью выправить. Элементы с сильной деформацией меняют, хотя при бюджетном ремонте могут попытаться выпрямить и такие детали. Необходимо просто внимательно осмотреть панели под капотом и в багажнике на предмет следов ремонта.

Герметик на швах дает дополнительные сведения о прошлом автомобиля – разница во внешнем виде по левой и правой стороне указывает на вероятный ремонт. При этом важно учесть модель и марку автомобиля – некоторые производители наносят герметик на заводе весьма неаккуратно. Также есть смысл осмотреть фары – разная дата производства (разброс в месяцы и годы) либо наличие на автомобиле фар от альтернативных поставщиков однозначно говорит о ремонте после ДТП.

Дверные проемы


Важный элемент проверки кузова – осмотр сварных точек под резиновыми уплотнителями дверных проемов. Если продавец не разрешает снимать проемы для осмотра, то есть два варианта развития событий – отказ от дальнейшего рассмотрения автомобиля или тщательная проверка стоек прибором. При ремонте кузова с использованием донора рассекается одна или несколько стоек крыши, после установки фрагмента от другого кузова места разрезов соединяют сваркой.

Смысл осмотра со снятием уплотнителей – найти возможные места разрыва точки и следы от сварки или шпаклевки на торцах «пирога» из панелей. При снятии уплотнителя появляется возможность заглянуть под облицовки стоек и потолка, где могут быть ремонтные сварные швы. При восстановлении автомобиля после ДТП отработавшие шторки безопасности меняют редко, чаще полотнища подушек сворачивают и фиксируют стяжками или малярной лентой. Подобное «творчество» очень хорошо видно через щель между потолком и кузовом после снятия уплотнителя.

Панель приборов


Фронтальные подушки могут сработать даже при сравнительно слабом ДТП, не оставляющем заметных последствий для кузова. При ремонте нередко восстанавливают панель приборов после отработки пассажирской подушки путем перетяжки внешней поверхности. При осмотре важно знать рисунок на оригинальном покрытии, используемый при ремонте материал всегда имеет небольшие отличия. При снятии боковой крышки будет виден нахлест материала, которого никогда не бывает на оригинальных панелях приборов.

Стекла


Один из критериев, по которому можно оценить состояние автомобиля – маркировка стекол. Лобовое стекло в расчет практически никогда не берется из-за нередкой замены из-за повреждения камнями или затирания щетками. Боковое остекление может быть от нескольких поставщиков, подобный нюанс типичен для ряда моделей иномарок российской сборки. Важнее оценить год выпуска, который должен быть одинаковым на всех стеклах. Исключением могут быть автомобили выпуска конца или начала года – на таких машинах могут быть стекла с разным годом изготовления с завода. При этом сам факт замены одного или нескольких стекол еще не говорит о ДТП, стекла могла быть разбиты камнями от грузовика или хулиганами.

Двигатель


Определить состояние двигателя по внешнему виду практически невозможно, даже следы течи масла или антифриза указывают только на не слишком трепетное отношение владельца к машине. Косвенным признаком проблем с силовым агрегатом является постоянно работающий индикатор Check Engine – точную причину неисправности покажет диагностика. Работающий двигатель не должен издавать стуков или иных посторонних звуков, не допускается наличие дыма в выхлопе.

Тормозная система


Тормоза автомобиля являются расходными деталями, интенсивность износа дисков зависит от условий эксплуатации и не может использоваться для мало-мальски точной оценки пробега. Наличие на тормозных дисках следов коррозии и глубоких борозд указывает лишь на необходимость их замены и может быть предметом для торга. После пуска двигателя лампа ABS в щитке приборов должна отключиться, работающий индикатор указывает на наличие проблем с системой.

Трансмиссия


Определить состояние агрегатов трансмиссии можно в ходе пробной поездки. Механическая коробка передач практически никогда не создает проблем, если передачи включаются без усилия и нет вибрации при работе сцепления, то агрегат можно считать исправным. Автоматическая КПП должна переключать передачи плавно, толчки или вибрации указывают на наличие проблем с коробкой. Роботизированные коробки с двойным сцеплением работают жестче классических АКПП, понять исправность агрегата в ходе пробной поездки сложно.

Подвеска


Визуально оценить состояние элементов подвески невозможно, через арки получится увидеть только явные следы течи масла на корпусах амортизаторов. Пробная поездка выявляет явные дефекты, полноценная диагностика ходовой части требует использования подъемника. Для проверки лучше обратиться в сервис, заодно появится прекрасная возможность изучить состояние нижней части кузова и выхлопной системы.

Салон


Состояние салона является косвенным признаком, подтверждающим пробег. Скорость износа ткани, кожи или пластика во многом зависит от его качества – детали в автомобилях среднего либо премиального сегмента теряют внешний вид очень медленно. Оценивать пробег по виду накладок на педали тоже не совсем верно – их могли поменять незадолго до продажи или водитель имеет привычку держать ногу на педали, что приводит к быстрому истиранию накладок.

Прочие системы


При проверке автомобиля есть смысл убедиться в исправности основного оборудования – обогрева сидений, электрических приводов стекол, климатической установки. Для пробной поездки не требуется садиться за руль, достаточно проехать несколько километров в качестве пассажира. Поездка позволит услышать посторонние звуки при работе силового агрегата, системы выхлопа или подвески, убедиться в отсутствии скрипов в салоне.

Диагностика


Компьютерная диагностика позволяет получить дополнительные сведения об автомобиле. При сканировании в памяти может не оказаться активных ошибок, при этом опытный диагност может получить дополнительную информацию. Нередко в архивных ошибках числится пробег, при котором была зарегистрирована проблема. Достаточно сверить пробег из описания ошибки с показаниями одометра и понять честность продавца. Также диагностика позволяет определить состояние ряда агрегатов, хотя для получения такой информации необходим опыт. По этой причине полноценную компьютерную диагностику лучше провести в сервисе.

Заключение


Самостоятельный осмотр подержанного автомобиля требует внимательности и вдумчивого подхода, а также знания конструкции и особенностей конкретной модели машины. При отсутствии навыков есть риск ошибочной оценки состояния автомобиля, поэтому после самостоятельного осмотра есть смысл посещения сервиса. Лучше потратить несколько тысяч рублей и пару часов времени, чем стать владельцем автомобиля со скрытыми проблемами.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?