Как выбрать летнюю резину для автомобиля

Как выбрать летнюю резину для автомобиля

Трудно переоценить влияние, которое оказывают параметры шин на эксплуатационные характеристики автомобиля и его поведение на дороге. С наступлением тёплого времени года будет нелишним напомнить автомобилистам о правилах выбора летних покрышек. Собственно говоря, термин «правила» — в данном случае не совсем уместен. Скорее это рекомендации, полезные советы, прислушавшись к которым можно избежать ошибок, совершаемых некоторыми автолюбителями при покупке столь необходимого для машин товара.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Основные характеристики шин

Начнём с главного, напомнив о том, что к основным характеристикам автомобильных шин принято относить: 
  1. Размер (посадочный диаметр, высота профиля, ширина пятна контакта с дорожным полотном).
  2. Сезонность (покрышки бывают летними, зимними и универсальными).
  3. Конструкцию и материал несущего каркаса.
  4. Условия эксплуатации.
  5. Тип и рисунок протектора.
  6. Допустимую расчётную скорость.
  7. Максимальную грузоподъёмность.
Эти параметры указываются в маркировке изделия. Но есть и другие особенности, о которых не всегда упоминается в сопроводительной документации. Например, бренды. Впрочем, не будем забегать вперёд и расскажем обо всём по порядку.

Размер

Необходимые данные, в обязательном порядке, указаны в инструкции по эксплуатации транспортного средства. При желании их можно найти и в специальных справочниках. Некоторые производители устанавливают на кузовах машин (в проёме водительской двери, крышке багажника, на внутренней стороне лючка бензобака) таблички со столь необходимой для автомобилистов информацией.
Типичный пример маркировки размеров, размещаемой на боковине покрышки — 195/65 R15 91T, где:
  • 195 – ширина контакта правильно накачанной шины с дорожным полотном;
  • 65 – высота профиля боковины;
  • R15 – внутренний посадочный диаметр;
  • 91 – индекс допустимой нагрузки;
  • T – индекс предельной расчётной скорости.
Поскольку в этом разделе речь идёт о размерах, то о других встречающихся обозначениях, поговорим позднее. 
Следует отметить, что в инструкции по эксплуатации может быть указано несколько допустимых размеров. В этом случае автолюбители должны выбирать подходящий вариант с учётом своих предпочтений и условий эксплуатации транспортного средства. При этом необходимо учитывать три важных вещи.
  1. Увеличение ширины пятна контакта улучшает сцепление с дорогой и позволяет сократить тормозной путь, но приводит к увеличению расхода топлива.
  2. Шины с малой высотой профиля обеспечивают хорошую управляемость и, как правило, имеют более высокий индекс скорости. Но они чувствительны к радиальным ударным нагрузкам — использовать их на дорогах с плохим качеством покрытия не стоит.
  3. При подборе покрышки, чтобы создать некоторый запас прочности, желательно приобретать модели, индексы грузоподъёмности и скорости которых на 5-10% выше предполагаемых.
Это касается не только летних, но также зимних или всесезонных (универсальных) шин.

Сезонность

Универсальные покрышки – это всегда компромисс. Устанавливая их, следует быть готовым к тому, что у автомобиля:
  • ухудшиться управляемость и возрастёт тормозной путь;
  • повысится расход топлива;
  • в большинстве случаях изменятся в худшую сторону акустический и ездовой комфорт.

Как выбрать первый автомобиль для новичка? Как выбрать первый автомобиль для новичка?
Некоторые автовладельцы приобретают всесезонные шины ради снижения расходов на эксплуатацию машины. Однако не задумываются о том, что из-за увеличения затрат на покупку горючего, они не получают желаемой экономии.
Правильно сконструированная летняя резина, по сравнению с универсальной, даёт возможность снизить расход топлива на 5-10%. При больших пробегах это очень ощутимо. Поэтому целесообразно сделать выбор в её пользу.

Конструкция и материал несущего каркаса

Не видимый взгляду каркас шины или корд, скрывается за несколькими слоями материалов, изготовленных на основе резины, полимеров. Тем не менее его конструкция исключительно важна, поскольку от неё зависят прочность и скоростные характеристики покрышек. На заре автомобилестроения волокна, воспринимающие радиальные и боковые нагрузки, располагали продольно. Но сегодня подобная схема расположения ушла в прошлое. 

В настоящее время в конструкции летних шин применяются три варианта расположения корда:
  1. Диагональный. 
  2. Радиальный.
  3. Комбинированный.
Что до материалов — в настоящее время для создания каркаса используются натуральные или синтетические волокна, либо металлическая проволока. Следует учитывать приведенную ниже информацию.
  • Диагональная схема расположения волокон хорошо воспринимает боковые и ударные нагрузки, что делает её пригодной для эксплуатации на автомобилях повышенной проходимости.
  • Радиальный корд отлично выдерживает нагрузки, возникающие при движении на высокой скорости, и подходит для спортивных машин.
  • Комбинированное расположение волокон позволяет сочетать лучшие характеристики диагонального и радиального корда. Однако такие шины встречаются редко и стоят дорого.
Переход на металлическую основу был вызван тем, что этот материал обладает высокой прочностью на разрыв. Однако сейчас появились синтетические волокна, не уступающие стальной проволоке по этому показателю.

Условия эксплуатации

Летние шины, вне зависимости от их размера и конструкции — в соответствии с предполагаемыми условиями эксплуатации, принято делить на несколько категорий.
  • UHP (Ultra Highway Performance) – покрышки, разрабатываемые для мощных спортивных машин и некоторых моделей премиум-класса, передвигающихся на высокой, до 300 км/час и более, скорости. Их задача – обеспечивать безупречную управляемость на дорогах с идеальным качеством покрытия. 

UHP (Ultra Highway Performance)
  • H/P (Highway Performance) – отличаются высокой производительностью. Такие шины предназначены для передвижения по дорогам с твёрдым покрытием. Но они несколько уступают по ряду показателей покрышкам категории UHP. Максимально допустимая скорость – 240 км/час.
H/P (Highway Performance)
  • S/T (Sport Terrain) – в отличие от резины с маркировкой UHP или H/P, изделия этой категории имеют более мягкую боковину. Это позволяет повысить ездовой комфорт, несколько пожертвовав скоростными показателями. Они подходят для скоростных магистралей и городских улиц, однако съезжать с асфальта на них не стоит.
S/T (Sport Terrain)
  • H/T (Highway Terrain) – вариант, подходящий для машин премиального, среднего и малого класса, эксплуатируемых на шоссе с разным качеством покрытия. В сухую погоду покрышки H/T позволяют, хотя и с некоторыми ограничениями, передвигаться по грунтовым и просёлочным дорогам.
H/T (Highway Terrain)
  • A/T (All Terrain) – универсальная резина, которую целесообразно выбирать для кроссоверов и внедорожников, эксплуатируемые на асфальте и грунте в пропорции 50/50% или около того. Уверенно чувствующие себя на песке и гравии и способные справиться с лёгким бездорожьем, покрышки A/T удовлетворяют запросы жителей сельской местности.
A/T (All Terrain)
  • M/T (Mud Terrain) – благодаря усиленному корду и крупному рисунку протектора с развитыми грунтозацепами, шинам с маркировкой M/T не страшны каменистые и болотистые почвы, глубокая колея или прилипающая к колёсам грязь. Это лучший вариант для передвижения по бездорожью, однако, покрышки M/T не предназначены для высоких скоростей, а на асфальте быстро вырабатывают ресурс.
M/T (Mud Terrain)
Какому варианту отдать предпочтение, автовладельцам приходится решать самостоятельно, учитывая требования производителей автомобилей (они указаны в инструкции) и предполагаемые условия эксплуатации.

Тип и рисунок протектора

Оценивая эти параметры, многие эксперты ограничиваются общими фразами. Между тем, тип и рисунок протектора играют важную роль, поскольку от них зависят:
  • управляемость автомобиля — устойчивость на прямых и в поворотах, длина тормозного пути;
  • уровень шума, создаваемый покрышками при движении транспортного средства;
  • устойчивость на влажном дорожном полотне и способность сопротивляться аквапланированию;
  • расход топлива.

Чтобы достичь поставленных целей, разработчики используют разные конструктивные и дизайнерские решения. 
Рисунок протектора может быть:
  • симметричным или асимметричным;
  • направленным и ненаправленным;
  • с водоразгонными канавками различной направленности;
  • с развитыми боковыми грунтозацепами или без них.
О каждом из перечисленных вариантов имеет смысл поговорить подробнее.

Симметричный или асимметричный

Предполагается, что концепция асимметричного протектора родилась в мире автоспорта. Её цель – обеспечить хорошую управляемость и безопасное движение автомобиля в разных условиях эксплуатации. Например, одна сторона шины может лучше работать на сухом дорожном покрытии, а другая – на влажном. Но у такого конструктивного решения имеются определённые недостатки.
  1. Приходится следить за тем, в каком положении установлены покрышки.
  2. В зависимости от условий эксплуатации одна сторона протектора может изнашиваться быстрее, чем другая.
Что до преимуществ, то оценить их способны только водители, практикующие активный стиль вождения. Если вы не намерены выжимать из своего автомобиля всё, на что он способен — вам вполне подойдёт симметричный протектор.

Направленный или ненаправленный

Даже опытные автомобилисты не всегда в состоянии сделать выбор между этими вариантами. В теории симметричный протектор должен обеспечивать лучшую управляемость. Но это только в теории. Оценить, как обстоят дела на самом деле, удаётся, только проведя серию всесторонних испытаний. Направленный протектор хорошо работает при движении в одном направлении. Помня об этом, при покупке шин типа A/T или M/T целесообразно отдавать предпочтение ненаправленному рисунку. В противном случае могут возникнуть проблемы при движении задним ходом.

Направленность водоразгонных канавок

В соответствии с замыслом разработчиков, проделанные в рисунке протектора каналы, предназначенные для отвода воды — могут иметь разную направленность:
  • прямые — обеспечивают уверенное прямолинейное движение, такой вариант предпочтительнее для спокойной езды;
  • диагональные — лучше работают в скоростных поворотах, что согласуется с активным стилем вождения.
Но как и в случае с направленностью протектора, это только теория. Сделать окончательные выводы позволяют только испытания. Некоторую помощь способны оказать обзоры, публикуемые авторитетными журналами, которые проводят подобного рода исследования. Однако при этом придётся учесть — в зависимости от модели автомобиля, покрышки ведут себя по-разному. 

Скорость и грузоподъёмность

Не устанавливайте на автомобиль шины, характеристики которых ниже показателей, указанных в инструкции по эксплуатации. Сколько бы вы ни убеждали себя, что не намерены ездить с большой скоростью и грузить машину до предела — помните, в жизни бывают всякие ситуации. Хорошо, если показатели скорости и грузоподъёмности окажутся на 5-10% процентов выше требуемых. Для обеспечения безопасности такой запас не станет лишним.

Бренды

Что до фирм-производителей, то тут давать конкретные рекомендации крайне сложно. Безусловно, предпочтение следует отдавать известным брендам с проверенной временем репутацией. 
При этом не стоит:
  • ради экономии приобретать летнюю резину непонятно какого качества;
  • пренебрегать продукцией отечественных фирм, в настоящее время выпускающих достойные внимания модели покрышек;
  • ставить знак равенства между маркой резины и её эксплуатационными характеристиками.
Последнее связано с тем, что в эпоху глобализации компании размещают производственные мощности по всему миру. Поэтому качество продукции, изготовленной в Европе или странах Юго-Восточной Азии, может существенно отличаться.

Заключение

Всё это необходимо учесть при покупке летних шин. Надеемся, что данной информации окажется достаточно для того, чтобы сделать правильный выбор. Разумеется, это лишь базовый запас знаний. Но имея его, вы, со временем, научитесь разбираться в тонкостях покрышек для автомобиля. Удачи вам на дорогах!

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?