Особенности эксплуатации автомобиля с роботизированной коробкой передач

Особенности эксплуатации автомобиля с роботизированной коробкой передач

Советы 14.07.25
Пионером внедрения роботизированных коробок с двойным сцеплением является концерн VAG. Большое количество детских болезней сформировало у покупателей несколько скептическое отношение к роботу, хотя модели выпуска после 2010-12 гг. практически лишены врожденных недостатков. Вместе с тем есть ряд правил эксплуатации, соблюдение которых продлевает ресурс коробки передач.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие сведения


Простейшим вариантом роботизированной коробки является механическая КПП с автоматическим управлением сцеплением и приводом переключения скоростей. Примером такой концепции является трансмиссия EasyTronic от Opel. Большой популярности такие роботы не получили в силу низкой надежности. В начале XXI века концерн VAG представил революционную роботизированную коробку DSG с двумя сцеплениями и соосными валами. Позднее похожие конструкции появились и у других крупных производителей автомобилей. Роботы могут иметь сухое или мокрое сцепление – в зависимости от модели и допустимого крутящего момента.

Роботизированная коробка поддерживает несколько режимов движения. Помимо базового алгоритма автоматического переключения доступен спортивный режим, при активации которого переключения происходят при повышенных оборотах двигателя для обеспечения динамичного разгона. Реализован алгоритм ручного переключения рычагом или лепестками под рулем. Если обороты двигателя слишком низкие или высокие, то даже в ручном режиме робот автоматически выберет оптимальную передачу. В результате исключается риск остановки или перекрутки двигателя.

Движение


Робот допускает интенсивный разгон, обеспечивая динамику на уровне или лучше механической коробки. Автоматизированное переключение позволяет поддерживать работу двигателя в режиме минимального расхода топлива. Именно по этой причине получили распространение силовые агрегаты на базе двигателя с турбиной и преселективного робота с двойным сцеплением – связка этих агрегатов обеспечивает минимальный расход топлива и выбросов вредных веществ в атмосферу.

Наименее надежны роботы с сухими сцеплениями, используемые на автомобилях с двигателями объемом до 1,4 л. Такие машины мало рассчитаны на эксплуатацию с прицепом, данные о возможности буксировки прицепа и допустимой массе указываются в инструкции. Роботы с многодисковыми сцеплениями, работающими в масляной ванне, рассчитаны на момент до 400-450 Н*м. Большой запас прочности и наличие масляной ванны обеспечивают увеличенный ресурс сцеплений, хотя важно своевременное обслуживание коробки.

Не следует использовать методику старта с места с нажатием на педаль газа и отпусканием тормоза, хотя ряд роботов поддерживает такой режим работы. Ударная нагрузка сказывается на ресурсе сцеплений, не исключен перегрев коробки. После пуска двигателя не следует ехать в режиме «газ в пол» - требуется прогреть коробку и двигатель, особенно при отрицательной температуре воздуха. Преселективные роботы не рассчитаны на быстрое переключение режимов работы вперед-назад, выехать из грязи или снега с использованием метода раскачки не получится.

Перевод в режим P или N в момент остановки


Переводить селектор в нейтральное положение при остановке на светофоре нет смысла. Робот переводится в режим ожидания и включает первую передачу и реверс – других вариантов начала движения нет. Достаточно просто удерживать педаль тормоза в нажатом положении, коробка включит первую и вторую скорости, ожидая старта.

Обслуживание


При обслуживании робота с двойным сцеплением осуществляется замена масла, на ряде моделей есть возможность замены фильтра тонкой очистки. Например, на распространенных в РФ коробках DSG фильтр расположен на верхней части корпуса. Фильтр грубой очистки совмещен с мехатроником (гидроблоком) и меняется только при разборке коробки. В обычных условиях добраться до мехатроника без снятия робота с автомобиля не удастся – блок чаще всего находится под вертикальной крышкой.

Ресурс


Наименее надежны роботы с одним сцеплением, которое зачастую изнашивается через 20-30 тыс. км из-за погрешностей при работе автоматики. Роботы с двойным сцеплением надежнее, особенно при использовании многодисковых муфт мокрого типа. Сухие сцепления выдерживают до 60-70 тыс. км, что сравнимо с ресурсом сцепления классической механической коробки. Мокрые сцепления имеют ресурс свыше 150 тыс. км, при этом продукты износа при нерегулярном обслуживании забивают мехатроник. Ресурс робота снижается в случае тюнинга двигателя – увеличение крутящего момента не лучшим образом сказывается на долговечности коробки. Большинство проблем с мехатроником определяется по кодам ошибок, в случае неисправности блок управления переводит роботизированную коробку в аварийный режим для защиты от фатальных повреждений.

Заключение


Роботизированные коробки с двойным сцеплением обеспечивают небольшой расход топлива с сохранением хорошей динамики и практически незаметно переключают скорости. Требования к условиям эксплуатации несколько отличаются в зависимости от производителя коробки – перед началом эксплуатации важно изучить инструкцию по эксплуатации. Роботы с двойным сцеплением требуют регулярной замены масла, особенно в случае использования сцеплений мокрого типа.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?