В контуре охлаждения двигателей внутреннего сгорания всегда имеется датчик температуры. Сигнал передается на прибор или управляет контрольной лампой, расположенной в зоне видимости водителя. Сведения о температуре двигателя используются системой впрыска для расчета дозы подаваемого форсунками топлива.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Датчик температуры представляет собой термистор – резистор с сопротивлением, зависящим от температуры. Датчик состоит из корпуса, который устанавливается в стенку рубашки охлаждения (чаще всего в блок или корпус термостата), измерительного элемента и разъема для коммутации к бортовой сети. Рабочая часть датчика контактирует с потоком охлаждающей жидкости или масла, обеспечивая высокую точность замера температуры. По мере нагрева сопротивление датчика падает, что фиксируется индикатором в щитке приборов и системой впрыска.
Соответственно, электроника обогащает смесь в момент пуска двигателя, а затем плавно снижает подачу топлива. Показания от датчика температуры не являются единственными данными, учитываемыми системой впрыска. Датчик также используется для управления электрическим или вязкостным приводом крыльчатки вентилятора на радиаторе или для корректировки положения клапана управляемого термостата. На
современных автомобилях индикатор температуры в щитке приборов встречается редко, чаще имеются две лампы. Первая указывает на холодный двигатель, а вторая срабатывает в случае перегрева.
Место установки
Резьбовое отверстие для установки датчика располагается вблизи термостата, точное место монтажа зависит от модели двигателя. В ряде случав в системе охлаждения устанавливают несколько датчиков – на выходе потока антифриза из двигателя и радиатора. Например, на моторах серии EA211 от VAG используется двухконтурная система охлаждения с раздельными термостатами для головки и блока. Предусмотрена установка датчика в головке рядом с помпой и второго датчика на выходе потока жидкости из радиатора. Таким образом удается определить разницу температур жидкости на входе и выходе из двигателя и точнее регулировать рабочие процессы.
Проблемы
Основными проблемами датчика являются обрыв проводки или выход из строя измерительной части. Еще одной распространенной поломкой является течь антифриза через треснувший корпус или из-под деформированной прокладки. При использовании низкосортного антифриза или воды на измерительной части датчика образуется слой отложений, не позволяющих быстро реагировать на изменение температуры жидкости. Поломка датчика относительно безвредна на моторах старого образца с приводом вентилятора ремнем – в этом случае при отказе датчика водитель не увидит температуру системы охлаждения в щитке приборов.
В остальных случаях неисправность датчика приводит к перегреву двигателя. Классический пример – вышедший из строя датчик не будет включать электрический вентилятор. Возможна и обратная ситуация – датчик будет постоянно включать электрический привод вентилятора, двигатель не сможет прогреться до рабочей температуры. На моторах с системой впрыска отказ датчика приводит к нарушению подачи топлива, обогащение смеси приведет к догоранию смеси в полости каталитического нейтрализатора с оплавлением сот и уменьшением проходного сечения каналов.
Как определить поломку
Точно идентифицировать поломку датчика сложно. Двигатель может плохо запускаться, не исключены пропуски зажигания или внезапные остановки. Водителя должна насторожить постоянная работа вентилятора или отсутствие включения крыльчатки при движении в пробках. Включение контрольной лампы перегрева или уход стрелки термометра в красную зону указывают на перегрев двигателя.
При появлении подозрений нужно осмотреть проводку и снять штекер с корпуса датчика. Наличие окислов на контактах не допускается, проводку можно проверить тестовым прибором. Проверка датчика тестером или замером сопротивления при постепенном нагреве не имеет смысла – цена детали невелика, а полноценная проверка требует снятия датчика с двигателя – таким образом, проще купить и установить на место новую, заведомо исправную деталь. Датчик подбирают по каталогам с учетом VIN автомобиля. Нужно учесть, что для одной модели автомобиля или двигателя встречаются датчики с разными характеристиками сопротивления в зависимости от температуры.
Если владелец автомобиля желает проверить датчик, то нужно снять показания сопротивления при различной температуре жидкости. Затем требуется сравнить полученный график с заводскими характеристиками. Перед снятием датчика требуется слить антифриз или заранее подготовить заглушку (в качестве временной пробки часто используют вышедший из строя датчик), которую вворачивают в отверстие. Часть антифриза вытечет, поэтому после проверки требуется довести уровень жидкости до нормы.
Заключение
Датчик температуры антифриза является важным компонентом системы охлаждения, отвечающим за управление вентилятором и подачей топлива. В случае неисправности двигатель может перегреться либо медленно выходить в режим рабочей температуры. Неисправный датчик нужно менять на оригинальную деталь или качественный аналог, подбирая запчасти по VIN автомобиля.