Почему в России популярны китайские автомобили: 7 главных причин

Почему в России популярны китайские автомобили: 7 главных причин

Обзоры 13.10.25
С весны 2022 г. в РФ потоком хлынули автомобили китайских брендов, часть из которых мало известна даже на родине. Причем граждане РФ охотно покупали и продолжают покупать машины по завышенным в 2-3 раза ценам – найти данные о стоимости автомобилей в России и Китае очень просто. Существует несколько причин популярности китайского автопрома, которые и рассмотрены ниже.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие сведения


До начала 2022 г. китайские автомобили не пользовались особенным спросом. Во многом причиной низкой популярности была негативная репутация, основанная на опыте эксплуатации машин ранних моделей, которые начали продаваться в РФ примерно с 2007-08 гг. Качество изготовления было удручающим – кузова прогнивали насквозь за несколько лет даже в условиях мягких зим с минимумом антигололедных реагентов на дорогах. Не отставала и отделка салона, которая издавала резкий химический запах и приходила в унылый вид через 3-4 года.

Современный китайский автопром заметно подтянулся в плане качества, при этом автомобили не создаются для длительной эксплуатации. Подобная тенденция характерна и для производителей из других стран. Новая машина должна без проблем выдержать 4-5 лет эксплуатации (гарантийный период), а затем стать невыгодной для владельца в плане растущих затрат на содержание. Таким образом, одновременно с повышением качества машин из Китая просело качество продукции из других стран.

Маркетологи из Китая и других стран прекрасно просчитали требования целевой аудитории. Основной массе покупателей требуется красивый дизайн, обязательно наличие электронных ассистентов. При этом остальные параметры потребителя не интересуют – качество материалов кузова, ресурс двигателя и т.д. Современный маркетинг рассчитан на общество потребления, которому просто не требуются автомобили, рассчитанные на 400-500 тыс. км пробега или 10-15 лет беспроблемной эксплуатации.

Стоит ли покупать китайские автомобили, подробнее о HAVAL Стоит ли покупать китайские автомобили, подробнее о HAVAL

Цена


Китайские автомобили даже с учетом бешеных накруток стоят дешевле аналогов из других стран. Например, Chery 7 с 1,6-литровым двигателем и 7-ступенчатым роботом предлагается в РФ за 2,56 млн руб., в Китае ценник стартует от 109,9 тыс. юаней, что соответствует по курсу сентября 2025 г. примерно 1,251 млн руб. Сопоставимая модель из Европы обойдется на 40-50% дороже. Похожая ситуация будет и с другими моделями – разница возникает из-за таможенных пошлин, утилизационного сбора и других причин. Большой запас наценки позволяет дилерам вводить систему скидок – на ряд моделей в 2025 году скидки превышают 25%, что отображает высокую маржинальность торговли китайскими автомобилями.

Важно понимать, что себестоимость автомобиля (да и любого изделия) во многом определяется затратами на материалы, рабочую силу и оборудование для производства. Снижение себестоимости возможно за счет упрощения конструкции, отказа от долгосрочных испытаний, применения бюджетной оснастки и т.д. Еще один способ снижения себестоимости – увеличение объемов выпуска параллельно с получением государственных субсидий (распространенная практика в Китае, многие производства автомобилей созданы с привлечением бюджетных средств).

В качестве примера унификации можно взять силовые установки. Китайские автомобили весьма однообразны в плане оснащения – подавляющее большинство моделей оснащается бензиновыми двигателями объемом 1,5-1,6 или 2 л, честно скопированными с зарубежных аналогов. Похожая картина складывается и с коробками передач – китайский автопром массово перешел на использование конструктивно схожих роботов с двойным сцеплением.

Отсутствие конкуренции


Основной причиной популярности китайского автопрома стал уход подавляющего большинства брендов из других стран с российского рынка. Оставшиеся серые схемы не слишком популярны у граждан РФ, поскольку стоимость автомобилей завышена, а гарантия является во многом эфемерной. Безусловно, по законодательству претензии по вопросам качества можно переадресовать продавцу, но шансы добиться бесплатного ремонта минимальны.

Дизайн


Спорить о внешности китайских автомобилей можно бесконечно – дизайнеры при разработке облика заимствуют решения у других производителей для последующей компиляции и внесения собственных идей. Называть дизайн китайских машин прорывным нельзя, но признаем оригинальность стиля. При этом в пределах одного производителя оформление будет достаточно близким – китайские бренды копируют методики конкурентов.

В отделке автомобилей из Китая безошибочно просматривается национальный колорит. Часть элементов декора направлена на придание облику некоего азиатского престижа. При ближайшем рассмотрении обнаруживаются огрехи в виде несоответствия линий, дефектов в покрытии и т.д. Низкая себестоимость делает свое дело. С другой стороны, производитель добивается желаемого результата – декор привлекает покупателей.

В любом случае, отрицать положительную динамику дизайна автомобилей из Китая нельзя. Китайский рынок является наиболее привлекательным, что заставляет производителей из других стран использовать востребованный тут стиль. Большинство брендов из Поднебесной старается привлекать дизайнеров из других стран, способных создавать универсальный стиль оформления кузова и салона.

Оснащение


Китайский автопром даже на заре развития старался установить даже на базовые комплектации машин максимум оборудования. Современные модели достаточно однообразны по оснащению и силовым установкам. Но уже в базовой комплектации может присутствовать оборудование, предлагаемое другими производителями за доплату или используемое на дорогих версиях машин. В качестве примера можно привести систему камер кругового обзора, которая нередко входит в стандартное оборудование китайских автомобилей.

Гарантийные обязательства


Подавляющее большинство китайских автомобилей ввозится в РФ официально и реализуется через дилерские центры. Соответственно, на каждую машину при покупке дается гарантия, срок которой зависит от модели и бренда. Для большинства автомобилей из Китая гарантия составляет 5 лет или 150 тыс. км, что соответствует обязательствам брендов, ранее работавших в России.

Условия гарантии зависят от производителя, в обязательствах всегда есть масса оговорок, на которые большинство покупателей не обратит никакого внимания. Точно такая же схема применялась и используется и другими производителями из стран Европы, Северной Америки или Юго-Восточной Азии.


В любом случае – официальная гарантия снимает большую часть проблем, владельцу не нужно самостоятельно искать запчасти и сервис, обладающий требуемым уровнем знаний.


При «серых» поставках могут быть проблемы с обновлением программного обеспечения для устранения возможных ошибок или введения новых функций. С подобными проблемами сталкиваются и владельцы китайских машин, ввезенных в РФ по обходным маршрутам параллельного импорта. Официальные дилеры получают доступ к базам данных со свежими версиями прошивок и инструкциями по ремонту или обслуживанию автомобилей.

Соответствие требованиям безопасности


Одним из основных аргументов китайского автопрома является соответствие продукции мировым требованиям по безопасности. На большинстве автомобилей в базе установлено не менее 6 подушек, присутствует система стабилизации, как опция предлагаются ассистенты для повышения безопасности движения. Широко рекламируется конструкция кузовов, в которой предусматривается силовой каркас из легированной стали с повышенной прочностью.

Все выходящие на рынок Китая автомобили проходят сертификацию с проведением краш-тестов. При этом используется национальная методика проверки, отличающаяся от мировых стандартов. По этой причине заявляемые 5 звезд вовсе не соответствуют аналогичным результатам по европейской или иной методологии проверки. Однако статистика ДТП показывает, что новые китайские автомобили неплохо защищают водителя и пассажиров, хотя исход аварии во многом зависит от скорости и стечения обстоятельств.

Небольшой интерес у угонщиков


Китайские автомобили сравнительно редко становятся объектом угона. Машины прочих брендов в современных реалиях часто крадут для последующего разбора на запчасти. Введение электронного ПТС резко усложнило процесс легализации любого угнанного автомобиля – дубликат паспорта оформить невозможно. Безусловно, часть угнанных автомобилей отправляется в регионы, где наличие документов для передвижения не является обязательным условием.

Заключение


Популярность китайского автопрома в РФ определяется отсутствием конкуренции и достаточно хорошим оснащением машин. Насколько вольготно бы чувствовали себя бренды из Китая при наличии конкурентов – вопрос сложный. Во всяком случае еще в 2021 г. китайские автомобили находили своего потребителя, но не поднимались выше 20-х мест в топе популярных моделей.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?