Автомобили с правым расположением руля в основной массе ввозятся в РФ из Японии, хотя иногда встречаются машины из Великобритании. Такие транспортные средства распространены на Дальнем Востоке – в прочих регионах встретить автомобиль с правым рулем сложнее. Процесс покупки и регистрации машины японского производства стандартный, основным нюансом является необходимость заказа номеров «квадратного» типа.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Автомобили из Японии привлекают покупателей достаточно богатой комплектацией и небольшими пробегами. В РФ ввозятся машины с правым рулем как японских брендов, так и производителей из Европы. Тот же концерн VAG производит и активно продвигает в Японии модификации своих моделей с правым расположением руля. Еще одним преимуществом является цена, которая остается привлекательной даже с учетом оплаты полноценного утилизационного сбора и таможенной очистки.
Ключевой проблемой праворульных автомобилей является компоновка салона. Водителю перед обгоном нужно выезжать на встречную полосу практически на всю ширину кузова, что резко снижает безопасность. Проблема особенно касается узких дорог с одной полосой для движения в каждом направлении. Некоторые водители устанавливают камеру с дисплеем в салоне или перископические зеркала, позволяющие проверять наличие встречного потока без выезда автомобиля из своей полосы. С другой стороны, проблема неудобной компоновки не беспокоит водителей с опытом езды на праворульных автомобилях.
Есть еще один нюанс, который мало учитывают при покупке автомобиля с правым рулем. Из-за особенностей компоновки на машинах ставится оптика с распределением потока, отличающимся от принятого в странах с левосторонним движением. В результате при движении автомобили с правым рулем освещают фарами встречную полосу и слепят водителей. Перенастройка фар устраняет подобную проблему, процедура занимает немного времени, хотя и требует посещения сервиса – своими силами хорошо отрегулировать головную оптику сложно.
Автомобили с правым рулем стоят на 10-15% дешевле аналогов с левым расположением рулевого управления, выгодно отличаясь расширенной комплектацией. Кроме того, существует целый ряд моделей для внутреннего рынка Японии, не имеющих прямых аналогов с левым расположением руля. Зачастую машины оснащаются полным приводом, повышающим безопасность (из-за малого клиренса рассуждать об улучшении проходимости нет смысла).
Оригинальность моделей имеет и обратную сторону – для автомобилей могут требоваться свои детали, особенно для кузова и салона. Для моделей старше 10 лет сложности минимальны – в РФ можно найти детали на разборках, для более свежих машин возможны сложности при покупке комплектующих. Дешевизна обслуживания японских машин осталась в прошлом, современные модели требуют затрат на уровне европейских или американских аналогов.
Оценочный лист
Продажа автомобилей на вторичном рынке в Японии осуществляется через аукционы, перед торгами машину оценивают с оформлением специального листа. В документе указываются основные проблемы, на основании листа выставляется цена. При покупке праворульной машины нужно проверять лист, особенно в случае приобретения недавно ввезенного в РФ экземпляра.
Отмечены случаи, когда нерадивые продавцы подделывали лист – автомобиль продавался в Японии как разбитый в аварии, хотя обнаружить следы ремонта после ДТП достаточно легко. Расчет продавца прост – неопытный покупатель увидит лист с красивой информацией и просто не станет внимательно осматривать автомобиль.
Проблемы с таможней
При покупке автомобиля, ввезенного из-за границы в РФ, возможна проблема с таможней. В соответствии с законодательством минимальная ставка утилизационного сбора оплачивается в случае покупки автомобиля для себя и сохранения учета на протяжении года. Продавцы, занимающиеся пригоном автомобилей, могут занижать стоимость покупки. Таможня при проверке обнаруживает подлог и выставляет неуплаченный сбор, крайним в этой ситуации оказывается последний собственник. Возможна и другая схема – продавец платит минимальный сбор, а затем продает автомобиль. Через некоторое время таможня обнаруживает ввоз нескольких машин на протяжении года одним человеком с оформлением на разных людей. Как результат – на все растаможенные по обманной льготной схеме машины выписывается требование об уплате полноценного утилизационного сбора.
Приобретение
У человека, планирующего покупку автомобиля с правым рулем, есть несколько путей достижения цели. Поскольку поездка в Японию с целью приобретения является фантастической идеей, то приходится прибегать к помощи посредников. Автомобиль покупают в Японии и ввозят в Россию, оформляя льготную таможню на покупателя – у посредников есть пути решения вопросов, важно убедиться в соответствии цены покупки в документах на таможенную очистку с цифрами на аукционе. В противном случае при проверке таможня найдет расхождение и выставит владельцу неустойку. Причем проблема проявится не на стадии очистки и получения ЭПТС, а через несколько месяцев или даже лет.
При покупке автомобиля в РФ возникает сложность – выбор праворульных моделей на территории страны до Урала откровенно бедный. Большая часть автомобилей продается и находится в эксплуатации на Дальнем Востоке – сказывается близость границы с Японией. Поскольку ехать на Дальний Восток решится не каждый, то можно заказать подбор и доставку автомобиля в специализированной компании с заключением официального договора.
Безусловно, всегда есть риск нарваться на мошенников или нечистых на руку продавцов, которые занимаются восстановлением разбитых машин с последующей продажей. Аукционный лист может быть подделкой, скопированной с другой машины с подменой VIN. Поэтому нужно заключать договор с компанией, не первый год работающей на рынке и имеющей положительную репутацию – такой, как
Fresh Auto.
Регистрация
Процесс регистрации праворульного автомобиля стандартный – необходимо записаться в отделении ГАИ и явиться в назначенное время на площадку для сверки агрегатов. Предварительно нужно получить диагностическую карту, на данном этапе могут быть проблемы из-за неправильного направления светового пучка. По этой причине лучше заранее проверить и отрегулировать фары, а также привести автомобиль в соответствие с требованиями - наличие нестандартного пластикового обвеса или тонирующей пленки на стеклах может стать причиной отказа в выдаче диагностической карты.
После заключения договора купли-продажи владельцу дается 10 дней на регистрацию, причем в случае подачи заявления через Госуслуги и более долгом сроке ожидания очереди штраф не предусматривается.
Для подачи заявления через сервис Госуслуг необходима учетная запись. На портале есть отдельный раздел регистрации, пользователю нужно поочередно заполнить пустые поля. При подаче заявления через Госуслуги риск указания информации с ошибкой исключен – система проверяет введенные данные с базами данных. При заполнении заявления можно заказать новые регистрационные знаки или охранить старые номера, предлагается на выбор несколько отделений ГАИ для осуществления регистрационных действий. Портал рассчитает сумму пошлины, которую можно оплатить в режиме онлайн.
Если автомобиль ввезен в РФ и только впервые становится на учет, то нужно подготовить:
- Распечатанный формуляр электронного ПТС (выдача бумажных ПТС прекращена несколько лет назад).
- Таможенный ордер или ТПО, который выдается вместе с автомобилем на таможне. К ТПО всегда прилагается пассажирская таможенная декларация.
- Акт приема-передачи автомобиля, который доставлялся до покупателя автовозом. Документ оформляется транспортной компанией и отсылается заказчику еще на стадии подписания договора.
- Инвойс, который является аналогом договора купли-продажи и выставляется японской стороной при оформлении сделки.
- Распечатанный экземпляр заявления о постановке на учет, заполненный на портале Государственных услуг.
- Распечатанный полис ОСАГО, в ряде случаев инспектор проверяет наличие страховки по базе и не требует бумажный формуляр.
- Оформленную диагностическую карту.
Процедура регистрации стандартизована, хотя и может несколько отличаться по регионам. Рекомендуется приехать на площадку осмотра заранее. Некоторые владельцы сразу открывают капот, привлекая внимание сотрудника. В других отделениях инспектор регулярно проходит по рядам и поочередно осматривает автомобили.
Если при регистрации требуется выдача новых номерных знаков, то их придется заказывать в специализированной компании. В зависимости от модели на японских автомобилях квадратная пластина ставится на заднем бампере либо нужно заказывать оба квадратных номера. Изготовление осуществляется по заявке с приложением регистрационных документов, срок выполнения заказа зависит от региона и населенного пункта (обычно не превышает 1-2 дня).
Слухи о запрете на регистрацию
Систематически возникают слухи о грядущих запретах на регистрацию автомобилей с правым рулем. Точнее речь идет не о полном запрете, а о максимальном усложнении процедуры. Якобы планируется введение сертификата, подтверждающего безопасность автомобиля, получить который удастся не каждому. Мотивом введения сертификации является опасность машин с правым рулем из-за неудобного расположения места водителя и неправильного светового потока фар. Слухи появляются с регулярной периодичностью и столь же регулярно уходят в небытие, пощекотав нервы владельцам автомобилей с правым рулем.
Вместе с тем существует запрет на регистрацию транспортных средств категорий М2 и М3 с правым рулем на территории стран Таможенного союза. В эти группы попадают пассажирские автобусы и прочие транспортные средства с числом мест более 8, на легковые автомобили и минивэны запрет не распространяется. Регистрация ТС категорий М2 и М3 невозможна с января 2015 г., да и до этой даты такие машины были экзотикой на российских дорогах. В прочих странах Таможенного союза регистрация любой машины с правым рулем невозможна – такие запреты существуют в Белоруссии и Казахстане. При этом эксплуатация уже зарегистрированных автомобилей возможна без каких-либо ограничений.
Заключение
Автомобиль с правым расположением руля можно без проблем приобрести в РФ либо ввезти и зарегистрировать в России. Стоит ли приобретать такую машину – решать покупателю, по уровню комфорта и оснащенности праворульные автомобили зачастую превосходят аналоги с левым расположением руля. Некоторые неудобства правого руля проявляются при обгонах, хотя водители с опытом практически не замечают этот недостаток.