Долговечность аккумулятора на автомобиле определяется качеством изготовления, исправностью системы зарядки и условиями эксплуатации. Глубоко разряженную батарею смысла восстанавливать нет – стоимость новой АКБ сопоставима с затратами на 2-3 полные заправки топливом.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Генератор
Одной из основ длительной эксплуатации аккумулятора является исправность системы зарядки. Повышенное или пониженное напряжение в сети способствует ускоренной деградации батареи, в ряде случаев аккумулятор разряжается на ходу. Вполне естественно, что запустить двигатель утром не получится даже при температуре воздуха, близкой к 0°С.
Двигатель
Исправный двигатель внутреннего сгорания заводится через несколько секунд работы стартера. Проблемы с зажиганием и подачей топлива, а для дизелей – со свечами накаливания, приводят к необходимости длительной работы стартера или нескольких попыток пуска. В результате повышенной нагрузки изнашивается стартер и выходит из строя аккумулятор. При полностью исправном двигателе и корректно работающем генераторе даже самый дешевый аккумулятор прослужит не менее 4-5 лет, а качественный – от 8 лет и более.
Клеммы и корпус
На клеммы желательно наносить слой специальной защитной смазки, предварительно убрав окислы и следы электролита. При корректно работающей системе зарядке электролит практически не выкипает и не появляется на внешней части корпуса. Наличие следов электролита приводит к образованию проводящей ток пленки, способствующей дополнительному разряду. Рекомендуется удалять следы электролита губкой, смоченной водным раствором нашатырного спирта.
Утеплитель
Практически на всех автомобилях иностранного производства на батарею надет чехол. Дополнительная теплоизоляция способствует улучшению зарядки, эффективность которой зависит от температуры электролита. Если чехол конструктивно не предусмотрен, то его можно подобрать от другой модели автомобиля (иногда потребуется подрезка чехла по месту установки).
Восстановление
Аккумулятор при глубокой разрядке практически всегда теряет исходные характеристики и не слишком пригоден для дальнейшей эксплуатации. В ряде случаев из-за падения плотности электролит замерзает, что приводит к деформации пластин и разрушению корпуса. Глубоко разряженный аккумулятор можно попробовать восстановить зарядкой малым током, если после окончания зарядки напряжение на клеммах дошло до 12,3 В, то батарея потенциально исправна. Как правило, утрата емкости после глубокой разрядки такова, что аккумулятор может подвести при попытке первого же утреннего старта.
Включение фар
Среди многих автовладельцев бытует мнение о необходимости кратковременного включения дальнего света фар перед зимним пуском двигателя. По факту подобная манипуляция никак не влияет на ресурс аккумулятора, а при недостаточном заряде батареи может стать причиной неудачной попытки пуска, а второй раз прокрутить двигатель стартером не получится. Нужно понимать, что автомобиль с электронной системой управления двигателем создает нагрузку на АКБ сразу после включения зажигания – сила тока в цепях блоков управления и насоса составляет десятки ампер. Лишняя нагрузка лишь быстрее разряжает аккумулятор.
Масло
В двигатель автомобиля должно быть залито масло, соответствующее климатическим условиям. При использовании неподходящего сорта масло застывает и создает дополнительное сопротивление стартеру. В результате коленчатый вал проворачивается очень медленно, что не позволяет запустить двигатель. Большая сила тока в цепи создает риск выхода из строя стартера и способствует быстрой разрядке АКБ.
Заключение
Увеличение ресурса батареи обеспечивается исправностью системы зарядки и двигателя, а также использованием масел, соответствующих климатическим условиям. При соблюдении требований аккумулятор прослужит не менее 4 лет, а качественные АКБ современных автомобилей спокойно выдерживают до 10-12 лет эксплуатации без единой подзарядки от внешних источников.