Важный и обязательный шаг перед покупкой машины – узнать, была ли она в аварии. Ответ даст возможность составить мнение о техническом состоянии авто, снизить цену или вообще отказаться от сделки. Ниже подробный чек-ап о том, как проверить автомобиль на участие в ДТП.
Практически все продавцы автомобилей пытаются скрыть информацию об аварии. И не зря: после серьезного ДТП нарушается геометрия кузова. Даже если отреставрировать машину у гуру-специалиста, ее не получится нормально эксплуатировать:
невозможно отрегулировать сход-развал – шины износятся быстро и неравномерно;
на высокой скорости ее будет водить в сторону;
сработанные подушки безопасности могут отказать и не раскрыться;
даже при легком ударе может заклинить руль, заблокировать двери и сместиться моторный отсек;
быстро износится подвеска и полуоси;
лонжероны потеряют изначальную прочность – если их выпрямляли и подваривали, то при следующем даже незначительном столкновении, они не выдержат нагрузки;
кузов будет скрипеть и стучать даже при небольшой скорости передвижения;
повысится уязвимость к взлому окон и дверей машины;
в салон постоянно будет проникать пыль с дороги;
появятся неисправимые ошибки в системе ЭБУ.
Если автомобиль во время аварии получил повреждения средней тяжести, то их можно устранить ремонтом. Однако со временем скрытые дефекты дадут о себе знать, и новому владельцу придется нести большие расходы. А вот мелкие повреждения – это повод для снижения цены за автомобиль. Например, помятое крыло или бампер при попытке неудачно припарковаться. Просто укажите продавцу на дефекты и справедливо требуйте скидку.
13 косвенных признаков
На стадии осмотра обратите внимание на косвенные признаки того, что машина побывала в аварии. Договоритесь встретиться днем в хорошую солнечную погоду. Если продавец свободен только вечером, то проводите осмотр в помещении с качественным освещением. Обязательно возьмите с собой знакомого, желательно разбирающегося в машинах.
Ниже подробно о признаках, которые нельзя «проморгать».
Двери. Откройте и закройте поочередно все двери. Это происходит с трудом или посторонними звуками – проверьте петли. Если они не изношены, то вероятнее всего, геометрия кузова смещена – от покупки откажитесь.
Грязный кузов. Любой нормальный продавец заинтересован в том, чтобы товар выглядел презентабельно. Если же кузов грязный, возникает вопрос – а не сделано ли это специально? Таким способом недобросовестный владелец скроет вмятины и другие повреждения. В этом случае обязательно помойте машину – если продавец не соглашается, то отвезите транспортное средство на мойку за свой счет.
Лонжероны и крыша. Внимательно осмотрите лонжероны – если они идеально чистые или новые, а автомобиль с пробегом, это повод отказаться от покупки. Скорее всего, их ремонтировали после аварии. Также проверьте стойки крыши – для этого снимите уплотнители и обратите внимание на сварочные точки. Если в каком-то месте их нет или идет сплошной сварочный шов – на 99% серьезный ремонт кузова проводился. А такое делается после ДТП.
Сварные швы. Все заводские швы ровные и аккуратные. У них нет прерываний, наплывов и других неровностей, так как сварка в заводских условиях точна до идеала. Поэтому любая деталь, сваренная при кузовном ремонте, будет отличаться. Обычно для того чтобы скрыть следы, кузовщики наносят на место ремонта толстый слой герметика.
Стекла. Осмотрите внимательно все – если имеются горизонтальные трещины, это косвенный признак деформации кузова. А если трещина вертикальная на заднем стекле – возможно, смещены стойки.
Шины. Если они стеры неравномерно – это признак неотрегулированных углов колес. Но возможно, что за машиной плохо ухаживали и не возили на техосмотр.
Зазоры и крепежи. Осмотрите крепежные болты передних крыльев – тут не должно быть свежей краски или царапин от ключа. Также проверьте крепежи на дверях, капоте и багажнике. Следы на шляпках болтов укажут на то, что элементы снимали. Проведите пальцем по стыкам между дверями и крылом, капотом и крышей, фарой и кузовом – зазоры должны совпадать, а если стык расширяется или сужается, удар по кузову был.
Уплотнительные резинки. Надо заглянуть под уплотнители дверей и убедиться, что там есть заводская точечная сварка. Как и говорилось выше, ее трудно повторить.
Цвет кузовных деталей. Присмотритесь к цвету обоих передних крыльев. Одинаковая ли у этих деталей текстура, тон, степень износа. Если имеются различия, то не исключено, что одно из них красилось. Аналогично сверьте цвет разных частей кузова – капота и бампера, крыши и дверей. На автомобиле с большим пробегом в освежении ЛКП отдельных деталей нет ничего страшного. Однако если такое вы заметите на новой машине, проездившей до 50 тыс. км – однозначно, машина побывала в аварии.
Маркировка. Сверьте годы производства всех стекол автомобиля – в идеале они должны совпадать с датой выпуска машины. Если нет, стекло меняли. Причиной могла стать попытка взлома, камни или ДТП. По маркировке легко определить и замененную фару.
Подушки безопасности. Вам надо посмотреть места их установки – они раскрываются при серьезном ДТП, и пластик прорывается. Его потом заделывают, но следы остаются. Поэтому внимательно осмотрите накладки на руле, зону торпедо возле переднего пассажира, внутреннюю часть двери.
Шильдики. Это пластиковые накладки, которые крепят на задней двери. Убирают их только в одном случае – когда от крышки багажника ничего не осталось. Также обратите внимание на расположение шильдов – после покраски их обычно клеят со смещением, не ровно.
Ниша для запаски. Скрытое от глаз место, где редко хорошо делают сварные швы и красят. Если здесь вдобавок уложена шумка – это тревожный звонок. Возможно, что продавец так скрывает следы аварии. Поэтому заглядывайте сюда и все внимательное осматривайте.
Обязательно проведите тест-драйв, причем на разных дорожных покрытиях. На асфальте выжмите газ и следите за тем, как ведет себя автомобиль. Вибрации, дрожания и плохая управляемость – все это может указывать на нарушение геометрии кузова.
Какие инструменты брать с собой?
Если хотите провести осмотр профессионально, то возьмите с собой несколько инструментов.
Обычная рулетка. Она поможет замерить расстояние от передней до задней ступицы с обеих сторон – значения должны совпадать. А также определить ширину колеи между серединами протекторов колес – ориентируйтесь по паспортным данным, указанным в руководстве по эксплуатации авто. И ширину дверного проема сверху и снизу – в области нижней и верхней петель. Отклонения от нормы не должны превышать 2 мм. В противном случае надо везти автомобиль на СТО для подробной диагностики.
Толщиномер. С ним вам понадобится всего 3 минуты, чтобы выявить лишний слой шпаклевки и краски. На заводских кузовных панелях показания толщиномера одинаковые – варьируется в пределах 70-150 мкм. Все что больше, означает перекраску и шпаклевку. Например, вот такой показатель на приборе говорит о том, что поверх заводского лака положили слой краски и лака.
Электронный штангенциркуль. С его помощью легче проверить взаимное расположение кузовных панелей и силовых агрегатов. Оно замеряется с нескольких сторон, а затем величины сопоставляются между собой.
Масштабная рейка с дисплеем. Нужна для замера длины колесной базы и лонжеронов.
Профессионально оценить состояние автомобиля удастся в специализированном дилерском центре. Здесь имеется лазерный стенд, датчики, камеры и многофункциональная электронная система с щупом-указкой. Такое оборудование делает проверку автоматизировано и за считанные секунды. А большой опыт работников – поможет грамотно провести анализ. Поэтому если сомневаетесь в своих силах, то везите машину на СТО.
Базы данных
Точно узнать, была ли машина в аварии, помогут официальные базы данных ГИБДД. Конечно, если только протокол о ДТП составлялся, а машина не ремонтировалась где-то в гараже.
Несколько способов, как проверить историю авто:
Зайдите на сайт Avtocod. Вбейте в строку госномер машины или VIN, затем нажмите «Проверить авто». После этого вы получите полный отчет об автомобиле, включая историю участия в ДТП и прочие важные сведения для покупателя.
Скачайте на телефон из Google Play приложение «ГИБДД Проверка». Это полезный инструмент, который проверяет на достоверность информацию, предоставленную продавцом машины. Пробить удастся любое авто, зарегистрированное на территории РФ.
Зайдите на сайт AutoRu. Вбейте госномер, VIN или номер кузова в строку. Жмите «Проверить» и получите подробный отчет.
Также в Гугл Плэй есть такое приложение «Номерограм». Скачиваете его и проверяете автомобиль бесплатно по госномеру.
Пример проверки по базам
Сделаем это на сайте Автокод. Вот нашли Opel Combo 2009 года с бензиновым движком на 75 л. с.
Вбиваете госномер и через 5 минут получаете отчет. Чтобы разблокировать информацию, платите 399 рублей и получаете всю подноготную интересуемого автомобиля.
К сожалению, проверка авто по базам не всегда помогает выявить участие в авариях, так как ДТП могли не оформлять. Поэтому определитесь также по косвенным признакам, которые мы перечислили выше. Если вы нашли всего один признак, это не повод отказаться от покупки. А вот несколько – повод задуматься и отказаться от покупки.