Как правильно выбрать моторное масло: Полный гид

Как правильно выбрать моторное масло: Полный гид

Ресурс двигателя во многом определяется качеством моторного масла и регулярностью обслуживания. При подборе масла учитывают требования производителя, указанные в заводской инструкции по эксплуатации и сервисной книжке. Отклонение от предписаний чревато преждевременной поломкой мотора и отказом в гарантийном ремонте.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Стандарты

Моторные масла разделяются по критериям:
  • базовой основе – синтетические, полусинтетические, минеральные;
  • классификациям по стандартам SAE, API либо ACEA;
  • соответствие дополнительным стандартам – например, требованиям MB или VW.
Следует учесть, что международные нормы SAE, API и ACEA разработаны разными структурами. Но при этом стандарты взаимосвязаны между собой. Например, если масло соответствует API от SL и выше, то оно удовлетворяет ACEA A5. Не следует опасаться смешивания масел с различными характеристиками, поскольку остаток смазки в двигателе при обслуживании не превышает 300-500 мл. Применять промывку при переходе на другой сорт масла также не имеет смысла – в системе смазки после слива останутся те же 300-500 мл промывочного масла, отличного по составу от любого моторного. 

Базовая основа

Минеральные масла используются в двигателях автомобилей, выпущенных до 70-х гг. прошлого века. Относятся к I или II группе, отличаются повышенной вязкостью при отрицательной температуре воздуха и зольностью – на деталях мотора при работе образуется слой нагара. Получаются путем переработки нефти и практически не содержат присадок.
Полусинтетические масла получают путем смешивания материалов на минеральной и синтетической основе. Отличаются неплохой текучестью при низких температурах и меньшей зольностью, достаточно стойки к окислению. Цена выше, чем у минеральных, но ниже синтетических сортов. Могут использоваться в двигателях, рассчитанных на минеральное масло.
Синтетические масла относятся к III и IV группам – такие материалы получают по нескольким технологиям, включая синтез из природного газа. Сохраняют высокую текучесть при падении температуры до -35°С и ниже, пакет присадок способствует снижению скорости износа и стоек к окислению. Не рекомендованы для заливки в моторы старого типа, так как из-за высоких моющих характеристик способны растворить отложения, забивающие масляные каналы. Повышенная текучесть приводит к проникновению масла через прокладки.

Допуски или одобрения производителей

Изготовители автомобильных двигателей разрабатывают собственные допуски – масла получают их только после прохождения испытаний. Например, у концерна VW есть специальный допуск VW505.00, разработанный для моторов с наддувом при нормальном интервале обслуживания. При подборе масла важно учитывать такие допуски, если масло не проходило испытаний, то возможен ускоренный износ трущихся деталей или образование отложений внутри мотора.

Стандарты SAE, API и ACEA

Классификация по SAE предусматривает разделение масел на летние, зимние и всесезонные. В настоящее время в основном используются универсальные масла с маркировкой по SAE вида хW-yz. Число перед литерой W указывает на характеристики вязкости при охлаждении. Допуски по SAE всегда указываются в заводской документации.
Соответствие стандарту API указывается в виде двух букв латинского алфавита. Например, SL или SN для бензиновых моторов либо CF для дизелей. Масло может быть универсальным – SN/CF и заправляться в двигатели с любым принципом воспламенения рабочей смеси. Стандарт SCEA разделяет масла на категории по содержанию присадок и по применимости – А указывает на возможность использования в бензиновых моторах, B – в дизелях группы Light Duty, C – в дизелях с сажевым фильтром DPF, E – в дизелях категории Heavy Duty.

Как правильно подобрать масло

Подобрать масло для двигателя можно несколькими способами:
  1. По информации, указанной в заводской документации. Наиболее точный способ, поскольку для одного типа двигателя в зависимости от года выпуска могут подходить масла с разной вязкостью.
  2. При посещении официального дилера с целью обслуживания. В этом случае владельцу даже не надо беспокоиться о предварительной покупке масла, все материалы выдадут со склада. Методика проста, но имеет недостатки – помимо завышенной цены на расходники, дилеры иногда используют масла не самого высокого качества.
  3. Путем подбора через автоматические сервисы. После указания модели машины, года выпуска и типа двигателя программа автоматически подберет масло. Но система не всегда выдает все доступные на рынке материалы, иногда выводятся ошибочные данные по вязкости или соответствию стандартам.
При использовании синтетических или полусинтетических масел процедура замены перед началом летнего или зимнего сезонов ушла в прошлое. Подобное требование появилось в эпоху минеральных масел, для зимнего периода существовали специальные сорта с повышенной текучестью при отрицательной температуре воздуха. Но производители моторов допускают применение масел с разными вязкостями, при выборе учитывают температуру окружающей среды в регионе эксплуатации автомобиля.

Последствия заливки масла с неподходящими характеристиками

При использовании масла с другой вязкостью или с отличными от рекомендуемых значений стандартами увеличивается расход топлива, ускоряется износ деталей, возможны сложности с пуском мотора при низкой температуре воздуха. Особенно негативны последствия ошибки при заправке в дизели с сажевым фильтром масла, не рассчитанного на такую систему очистки. При неправильном выборе вязкости возможно появление стука гидрокомпенсаторов, не исключено активное образование нагара в канавках поршневых колец.

Покупка масла

Приобретение масла в середине 2023 г. в России сопряжено с небольшими проблемами. Ряд зарубежных производителей официально ушел с рынка РФ и закрыл свои заводы, и поставки теперь осуществляются из-за рубежа. В связи с этим возникает риск покупки контрафактной продукции, которую, как правило, фасуют на территории РФ. Произведенное в странах Европы масло не имеет никаких систем защиты, поскольку в этих государствах поддельное масло – нонсенс из-за жестких законодательных норм и ценовой политики. 
Отечественные масла также изменились, поскольку вместо пакетов присадок, попавших под санкции, стали использоваться добавки родом из Китая. Рекомендуется приобретать масла в крупных магазинах. Также можно приобретать смазочные материалы на АЗС, принадлежащих компании-производителю масла. Если очень хочется приобрести импортное масло, то следует предварительно изучить внешний вид тары и этикеток. Например, для Shell германского розлива очень характерны царапины на боковой части канистр и нанесение даты и номера партии не стойкими к механическим воздействиям чернилами.

Заключение

Выбор моторного масла является одновременно простой и сложной задачей. Владельцу достаточно знать допуски и вязкость, указанные производителем. Но гораздо сложнее не нарваться на подделки, достаточно распространенные на рынке России. Приобретать масла лучше в фирменных магазинах или на АЗС, принадлежащих нефтеперерабатывающим компаниям.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?