Как проверить реальный год выпуска автомобиля: способы и сервисы

Как проверить реальный год выпуска автомобиля: способы и сервисы

Советы 15.02.25
Иногда при осмотре автомобиля возникают сложности с определением года изготовления. На машине с криминальным прошлым могут быть детали с датой выпуска, разнящейся с данными из документов. Несколько простых проверок позволят точно определить дату и избежать покупки проблемного экземпляра.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Год выпуска автомобиля указывается в документах и кодируется в VIN, нарезаемом на неотъемной детали кузова. Кроме того, даты проставляются на многих элементах отделки, стеклах и других деталях. Нужно понимать, что на автомобилях выпуска начала года могут присутствовать детали с маркировкой прошлого года. Причиной является задел комплектующих, которые постепенно вырабатывают на производстве. При этом в документах будет указан фактический год выпуска.

Простейший пример – на автомобиле сборки февраля 2019 г. могут стоять стекла или пластиковые элементы, выпущенные в конце осени или декабре 2018 г. Расхождение сведения на отдельных деталях на 6 месяцев и более указывает на замену (комплектующие были куплены на разборке), а при массовом отличии дат на элементах от документов – на возможные юридические проблемы с машиной.

Как выбрать летнюю резину для автомобиля Как выбрать летнюю резину для автомобиля
При проверке даты производства нужно подключать логику. Допустим, проверяемая машина по документам и VIN собрана в апреле 2020 г. Соответственно, на автомобиле не могут быть детали, изготовленные позднее. Наличие отдельных деталей может быть связано с ремонтом или проведением отзывной кампании, когда производитель за свой счет устраняет дефекты. В рамках отзывной акции меняются единичные детали или узлы, основная масса комплектующих остается нетронутой. Если машину осматривает эксперт, то можно косвенно заподозрить проблемы по оснащению или цвету элементов отделки, которые могут меняться в зависимости от года выпуска. С другой стороны, владелец мог улучшать свой автомобиль, устанавливая дополнительные опции или меняя элементы декора на более современные.

Номер VIN


Простейший способ проверки года – расшифровка VIN. Год указывается латинской буквой или цифрой в зависимости от года выпуска. Поскольку проблема идентификации даты больше актуальна для достаточно свежих машин, то в VIN нужно искать заглавную букву латинского алфавита. С 2010 г. для каждого года используется буква от A до Y (из перечня исключены легко подделываемые и используемые в других частях VIN литеры I, O, Q, U и Z). Для более старых машин, собранных в период с 2001 по 2009 гг. для обозначения использовались арабские цифры из интервала от 1 до 9.

Подобное правило едино для всех производителей, поскольку структура VIN унифицирована в мировом масштабе. При этом нужно учитывать региональные стандарты, регламентирующие место расположения идентификатора года. В Северной Америке на автомобилях Ford дата находится на 11 и 12 позициях – в номер дополнительно введен месяц производства, закодированный буквой. Иногда в VIN может указываться не реальный год производства, а модельный, наступающий в предыдущем календарном году. Перед расшифровкой VIN нужно уточнять структуру номера по специализированной литературе или у экспертов.

Общедоступные ресурсы


Дата выпуска присутствует в регистрационных картах автомобилей, а оттуда попадает в базы данных. Для подачи запроса нужно указать регистрационный знак или VIN, система выдаст отчет. Содержание документа зависит от ресурса, в ряде случаев за плату предлагается выгрузка расширенного отчета. В принципе, отчет содержит сведения из VIN и ПТС – основного документа, необходимого для регистрации автомобиля. При этом VIN и ПТС являются единственными источниками данных о дате производства, остальные способы позволяют проверить информацию.

Остекление


На стеклах автомобилей практически всегда присутствует год производства, который иногда дополняется информацией о месяце. Структура клейма зависит от производителя, производственной площадки и года изготовления. Как правило, год маркируется одной цифрой, но клейма в разные десятилетия будут иметь отличия. Всегда нужно подключать логику – если машина по документам выпущена в 2015 г., то цифры 4 или 5 на стеклах указывают на 2014 или 15 гг. В мировой практике редко какая модель машины имеет жизненный цикл свыше 10 лет, хотя есть и исключения.

Для маркировки месяца используют точки или комбинации букв латинского алфавита. В пределах одного кузова возможно расхождение дат изготовления, особенно для машин сборки начала года. Ветровое стекло является расходным элементом и меняется достаточно часто – из-за механических повреждений или затирания щетками. Разброс стекол по производителям также не является признаком проблем – перед осмотром автомобиля нужно заранее узнавать особенности конструкции. На Tiguan I поколения российской сборки одновременно могут стоять стекла 3-4 производителей, таковы особенности производственного процесса.
На ряде машин маркировка состоит из цифры и точек, расположенных до и после числа. Количество точек снижается от начала года – для обозначения января используется 6 точек, а с июля начинается прибавление точек с другой стороны числа. Нужно просто ориентироваться в системе обозначений, перед выездом на осмотр есть смысл ознакомиться с тонкостями маркировки стекол конкретного производителя. Помимо даты в маркировке указывается производитель и тип стекла, код страны сертификации по нормативам ЕЭК ООН и дополнительная кодировка сертификатов.

Ремни


На ремнях безопасности всегда есть дата и месяц производства, нанесенные на этикетках. При постановке автомобилей с пробегом на учет инспекторы часто проверяют этикетки, их отсутствие может стать причиной отказа в регистрационных действиях или повышенного внимания к автомобилю. На пластиковых замках пролит год и месяц изготовления, данные должны быть близки к дате изготовления ремня, но не позднее. Нужно проверять все ремни, особенно водительский – в случае аварии срабатывают подушки и пиропатрон преднатяжного устройства.

Детали кузова


На ряде автомобилей на деталях кузова набивается информация – номер, код генерации и дата изготовления в формате хх/уу, где первые две цифры указывают календарную неделю, а третья и четвертая – год. В производственном процессе складской запас деталей варьируется в пределах от пары недель до 2-3 месяцев. Поэтому на машине выпуска августа 2017 г. не могут быть кузовные детали 2016 или 2018 г. Оба варианта указывают на ремонт кузова или «подведение» криминального автомобиля под документы. При первом случае дата будет отличаться только на части деталей, во втором – на всех элементах. Дата изготовления не всегда присутствует на деталях, иногда производители наносят только фирменный знак.

Наклейки


Очень действенный способ определения даты – по наклейкам, которые могут быть на деталях интерьера. Дата на наклейке должна вязаться с литьевой датой на пластике и документами – расхождение в 2-3 месяца не является криминалом. На автомобилях VAG в багажнике под декоративным полом всегда клеится заводская этикетка с точной датой производства, VIN, конвейерным номером и нюансами комплектации. Дубликат этикетки находится на первой странице сервисной книжки. Отсутствие этикетки на кузове достаточно редкое явление, зачастую при «подведении» автомобиля под документы про нее забывают.

Этикетки также имеются на деталях подвески или кассетах радиаторов, причем материал выдерживает длительное воздействие дорожных реагентов. При появлении сомнений нужно проверять даты изготовления комплексно – маркировку стекол, VIN, данные на деталях и бирках. Расхождение дат не должно превышать несколько недель, для машин европейского производства разброс дат может составлять 5-6 дней. 
Опять же, нужно учитывать специфику производства – некоторые заводы в Европе могут получать компоненты из Китая, Индии и стран Южной Америки. Детали находятся в пути до 3 месяцев, что приводит к увеличению разброса дат изготовления.

На что не следует смотреть


На каждом автомобиле есть детали с ограниченным сроком службы, несущие маркировку с датой производства. Пример – информация есть на корпусе или клеммах батареи. Заводской аккумулятор может прослужить 10-12 лет на современных автомобилях. Если на машине стоит оригинальная батарея, то она может служить ориентиром. Установлен неоригинальный аккумулятор – дата ни о чем не говорит, кроме примерного остаточного ресурса.

Точно такое же замечание касается шин – проверять даты выпуска есть смысл только на автомобилях не старше 3-4 лет. Затем подавляющее большинство владельцев меняет покрышки по причине износа или старения. При этом запасное колесо может использоваться на протяжении всего периода эксплуатации. Дата изготовления шины не может отличаться от даты выпуска автомобиля более чем на 3-4 месяца, большинство производителей стремится как можно быстрее использовать покрышки. К расходным деталям относятся стойки подвески, на которых имеются бирки. Но поскольку в российских условиях амортизаторы выдерживают не более 4-5 лет, то проверять по ним дату нет смысла.

Заключение


Существует масса способов проверки года выпуска автомобиля – начиная с номера VIN и заканчивая маркировкой на деталях. Допускается незначительный разброс по датам, зависящий от логистических процессов на заводе-изготовителе. Если на автомобиле обнаруживаются детали с датой производства, отличной на полгода или более, то машина восстанавливалась после ДТП или «подгонялась» под документы.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?