Наличие в истории автомобиля сведений о небольших ДТП не является проблемой – характер повреждений почти никогда не влияет на безопасность. При этом рекомендуется досконально проверять любой экземпляр на наличие скрытых повреждений, о которых не знает или сознательно молчит продавец.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Во время небольшого ДТП автомобиль получает относительно легкие повреждения – страдает лакокрасочное покрытие, мнутся внешние панели кузова или деформируется пластик. Также не исключено повреждение приборов светотехники, декоративных элементов отделки, пластика в колесных арках. Характер повреждений зависит также от направления удара и прочности препятствия.
Риск скрытых повреждений всегда существует – не исключена деформация усилителя под бампером, кронштейнов для крепления фар или радиатора. Покупатель почти всегда может обнаружить дополнительные дефекты при внимательном осмотре. Кроме того, продавец может скрывать другие ДТП, которые официально не оформлялись и отсутствуют в базе Госавтоинспекции.
Осмотр автомобиля важно проводить максимально внимательно, фиксируя мелкие нюансы. Именно по мелким моментам складывается картина характера повреждений при ДТП. Продавец говорит о легкой царапине на двери, при этом на болтах крепления крыльев сорвана и кустарно восстановлена краска – сигнал для детальной проверки, ДТП было явно не небольшим. На машине стоят неоригинальные детали либо с явно незаводской окраской внутренней поверхности – при ремонте экономили и использовали кузовные элементы с разборок.
Проверка по базам
Любой подержанный автомобиль предварительно проверяют по VIN с общедоступными базами, получая информацию об истории машины, наличии ограничений на регистрацию или залогов. Для проверки даже не требуется выезжать на осмотр – достаточно получить фото VIN или фото ПТС (либо выгрузку электронного паспорта). Не исключено, что продавец вышлет подложный VIN в надежде обмануть невнимательного покупателя, который ограничится проверкой по базам и не сверит VIN с номером на кузове при физическом осмотре. Мошенники подбирают VIN от беспроблемного экземпляра машины, полностью идентичного по оснащению, цвету и году выпуска с продаваемым автомобилем.
Проверка прибором
При легкой аварии ремонт чаще всего заключается в локальном или полном окрасе одного либо нескольких элементов. Проверить толщину ЛКП можно при помощи прибора, на каждой панели делают несколько замеров, что позволяет обнаружить участки со слоем шпаклевки. Не нужно ограничиваться проверкой только тех элементов, которые красились со слов продавца. Нельзя исключать ремонт кузова с установкой секции от донора и сварными швами по стойкам. Именно при проверке толщины слоя ЛКП на стойках выявляется шпаклевка, маскирующая сварной шов.
В современных реалиях полагаться только на прибор нельзя. На рынке появились шпаклевки с примесью металлической пудры, способные «обмануть» бюджетный толщиномер. В результате при проверке зашпаклеванной и повторно окрашенной панели прибор покажет только вторичную окраску с чуть большим слоем краски и лака. Выявить металлизированную шпаклевку позволит прибор с поддержкой функции определения подобного покрытия. При отсутствии такого прибора есть риск купить автомобиль с якобы вторичным окрасом двери или крыла, по факту наполовину восстановленным шпаклевкой.
Иногда при легком ДТП деталь зачищают от старого лакокрасочного покрытия и заново окрашивают тонким слоем, практически неотличимым по толщине от заводского. Определить перекраску можно по несколько другой структуре шагрени, хотя если ремонт делал опытный мастер, то разницы практически не будет. С другой стороны, вторичная окраска с привлечением опытного маляра ничуть не уступит заводской.
Зазоры
При легком ДТП деформация элементов кузова минимальна, что легко проверить по зазорам между парой смежных деталей. Если наблюдается разброс зазоров по всей передней части или боковине, то удар был достаточно сильным. Нередко уходят зазоры между крылом и бампером из-за поломки пластиковой направляющей и экономии на ремонте. При осмотре кузова есть смысл взглянуть на маркировочные таблички под ветровым стеклом и на центральной стойке кузова для сверки VIN с проверявшимся по базам номером.
Крепления
После легкого ДТП снятия элементов для ремонта не требуется. В крайнем случае – отворачиваются болты крепления одного крыла либо петель капота, двери или багажника. Следы отворачивания болтов на нескольких элементах, а особенно со следами подкраски являются основанием для детальной проверки автомобиля. Возможно, авария была не настолько легкой, как о ней рассказывает продавец.
Пространство под капотом
При даже сравнительно легком ударе в переднюю часть легкового автомобиля не исключено повреждение пластиковых креплений фар и кассеты радиаторов. При бюджетном ремонте детали паяют и используют повторно, места ремонта очень хорошо видны при осмотре моторного отсека. Также важно обратить внимание на окраску под капотом – моторные отсеки окрашиваются очень тонким неравномерным слоем без лака. Блестящая монотонная краска в моторном отсеке однозначно указывает на вторичный окрас, а следовательно – ДТП было далеко не легким.
От удара нередко деформируются лонжероны, а затем сминаются брызговики крыльев. При вытяжке складки полностью не уходят, не исключено образование надрывов металла по швам. Разнородный по структуре и способу нанесения шовный герметик слева и справа однозначно указывает на достаточно серьезный ремонт. Для выполнения работ требуется снятие силового агрегата – сорванная краска на болтах подушек на автомобиле с пробегом должна насторожить покупателя. Нельзя исключать замену подушек, в этом случае есть смысл усомниться в показаниях одометра.
Багажник
Достаточно часто
автомобили попадают в ДТП с ударом в заднюю часть. При слабом воздействии повреждения ограничиваются царапинами или трещинами на бампере. При этом даже при слабом ударе могут треснуть крепления задних фонарей, что не является проблемой. При сильном ударе деформируется задняя часть кузова, возможно появление заломов в нише запасного колеса.
Для проверки необходимо открыть багажник и поднять панель фальшпола. Оклейка ниши колеса и пола багажника шумоизоляцией говорит о риске следов остаточных деформаций. В этом случае автомобиль желательно поставить на подъемник для проверки днища кузова. Помимо пола багажника есть смысл осмотреть пороги, которые достаточно часто сминают при неаккуратных поездках по плохим дорогам.
Системы безопасности
При легком ДТП вероятность срабатывания подушек минимальна, хотя полностью исключить риск раскрытия подушек нельзя. При качественном ремонте покупают и ставят новые подушки со сбросом данных о срабатывании в блоке управления. Тяжелее всего менять пассажирскую подушку, которая при раскрытии разрывает панель приборов. Также достаточно сложно восстановить спинки сидений после срабатывания боковых полушек. При бюджетном ремонте вместо подушки водителя нередко ставят муляж, а остальные отработавшие подушки заменяют сопротивлениями для имитации наличия (в противном случае в щитке приборов при включенном зажигании будет постоянно гореть контрольная лампа подушек).
Для проверки достаточно внимательно осмотреть панель приборов – вторичная оклейка внешней части материалом под заводское тиснение с высокой долей вероятности говорит об установке сопротивления вместо пассажирской подушки. Наличие кассеты подушки в спинке легко проверить рукой, сработавшая подушка легко проминается при слабом усилии. Шторки при раскрытии отгибают потолок и иногда оставляют характерные заломы. Состояние шторок точнее можно проверить при снятии уплотнителей в дверных проемах.
Сварные точки и швы, другие нюансы
Иногда после проверки прибором или по неравномерным зазорам создается впечатление о ремонте кузова после бокового удара с заменой частей стоек. Проверить догадку просто – нужно попросить владельца снять резиновые уплотнители в дверных проемах. В случае отказа можно считать осмотр оконченным, поскольку наверняка продавец знает о больших проблемах с кузовом и старается найти невнимательного или неискушенного покупателя. Уплотнители снимаются и устанавливаются рукой, прокатка специальным роликом практикуется только на ряде заводов в процессе производства машин для плотного и равномерного прилегания уплотнителя к проему.
После снятия уплотнителей достаточно внимательно осмотреть проем. Наличие следов подрезки на отбортовке указывает на проведение ремонтных работ, обычно около этого места есть участок с отсутствующей или неявной сварной точкой. Кузов автомобиля на боковине набирается из нескольких элементов, образующих своеобразный «пирог». При ремонте место сварки маскируют шпаклевкой, забивающей стыки между слоями. Место ремонта отлично просматривается после снятия уплотнителя.
Потенциальные проблемы можно увидеть по отсутствию или разному виду швов и точек в проеме багажника. В этом случае важно обращать внимание и на внешний вид полос герметика, состояние крышки и ряд других факторов. Даже по пластиковым деталям можно сделать выводы о тяжести аварии – разброс дат изготовления по разным элементам говорит о сильных повреждениях. Сюда же можно отнести и маркировку стекол – разница по датам производства в несколько лет с завода невозможна. При этом для многих заводов нормальной практикой является использование на одном автомобиле стекол от разных поставщиков.
Заключение
Если осмотр автомобиля не выявил следов серьезной аварии, а ремонт заключался в окраске пары элементов, то машину можно нельзя сразу рекомендовать к покупке. Автомобиль нужно проверить по другим составляющим – юридическим аспектам, соответствию пробега заявленным цифрам, состоянию двигателя и трансмиссии. Не исключено, что итоговая картина окажется не слишком радужной – общее состояние машины окажется не соответствующим состоянию.