Количество мест в салоне – дополнительный критерий при выборе, хотя и с рядом оговорок. Часть кроссоверов китайских и иных брендов имеют дополнительные 2 места в багажном отделении. В рекламе автомобили преподносятся как 7-местные, по факту третий ряд сидений рассчитан на детей и не подходит для дальних поездок. При 7-местной конфигурации объем багажника невелик и владельцу необходимо отказываться от части багажа либо ставить кофр на крышу. Для большинства семей вполне достаточно 5-местного кроссовера, в случае наличия 3 и более детей целесообразно обратить внимание на микроавтобусы с полноценными местами для пассажиров.
Привод – параметр немаловажный при выборе кроссовера, отчасти влияющий на эксплуатационные возможности и ликвидность на вторичном рынке. Модификации с передними ведущими колесами имеют меньшую цену, при этом лишены ряда опций (хотя на китайские бренды подобное правило практически не распространяется). Полный привод позволяет без проблем проехать по плохой дороге, хотя и требует дополнительных навыков управления – то же гашение заноса на автомобиле со всеми ведущими колесами даже при наличии ESP будет сложной задачей.
От уровня оснащения отчасти зависит ликвидность кроссовера при дальнейшей продаже. При этом важно учесть несколько важных моментов. Потеря цены будет примерно одинаковой как для базовой, так и для максимальной комплектации. Большое количество электроники делает эксплуатацию автомобиля комфортнее, при этом на вторичном рынке покупатели нередко смотрят в сторону более простых комплектаций как с точки зрения цены, так и надежности.
Ремонтопригодность
Один из важных критериев, который почти никогда не учитывают при покупке нового кроссовера. Покупка китайского автомобиля почти всегда сопряжена с риском сложностей при определении артикулов запчастей — производители не слишком утруждают себя созданием каталогов деталей с возможностью быстрого и безошибочного подбора комплектующих по номеру VIN. На российском рынке присутствует множество мелких автомобильных брендов из Китая, что создает дополнительные сложности с подбором и приобретением запчастей. Если человек решил купить китайский кроссовер, то нужно смотреть в сторону крупных производителей.
Для новых кроссоверов при оформлении полиса КАСКО проблема дефицита запчастей не слишком острая – в случае достаточно большого объема повреждений автомобиль списывают в «тотал» с выплатой владельцу страховой премии. Даже при страховке КАСКО в случае легких повреждений поставку запчастей приходится ждать несколько месяцев. Безусловно, ряд деталей удается приобрести за несколько дней, но общая ситуация с запчастями на китайские автомобили остается сложной.
Ликвидность
При выборе нового автомобиля редко учитывается ликвидность машины на вторичном рынке. Подержанный кроссовер всегда найдет нового владельца, весь вопрос в стоимости продажи. При стабильном среднем или высоком доходе цена при продаже будет не слишком важной для владельца, который легко сделает скидку ради ускорения продажи либо просто сдаст машину дилеру по трейд-ин. Если кроссовер покупался в кредит, то через несколько лет владелец постарается свести к минимуму убытки.
Больше всего теряют в стоимости кроссоверы (да и любые автомобили) китайских брендов. За 2,5-3 года владения потеря стоимости будет неутешительной для владельца. Стоит провести беглую аналитику и понять, что 3-летние китайские автомобили продаются по цене в пределах 45-55% от текущей стоимости у дилеров. Именно по такой схеме и нужно оценивать финансовые риски – через 3 года эксплуатации кроссовер удастся продать максимум за 50% от исходной стоимости.
Безусловно, в расчет может вмешаться инфляция, спрогнозировать которую не получится. При этом возможна и обратная ситуация – общее падение продаж заставляет китайских производителей снижать цены на новые автомобили. Таким образом, потеря стоимости машины за 3 года эксплуатации может превысить 50%. С кроссоверами других брендов ситуация с утратой цены менее жесткая – удешевление за 2,5-3 года составит примерно 25-35%.