Развитие электрических автомобилей привело к появлению вторичного рынка таких машин. При покупке такого ТС помимо проверки юридической чистоты и кузова нужно убедиться в исправности тяговой батареи и управляющей электроники. Деградация аккумулятора является естественным процессом и приводит к уменьшению запаса хода.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общий осмотр
Перед выездом на осмотр электроавтомобиля нужно провести стандартную проверку машины на юридическую чистоту. Полученный от продавца VIN прогоняют по общедоступным базам ГАИ и сайтов-агрегаторов. На автомобиле не должно быть запретов на регистрацию, он не должен числиться в розыске. Также нужно убедиться в отсутствии залогового обременения или кредита, особенно на купленные у официальных дилеров в РФ электромобили. Проверка электрического ТС ничем не отличается от проверки машин с ДВС. При физическом осмотре нужно убедиться в совпадении VIN на автомобиле с номером, который высылал продавец для проверки.
Проверка собственника
На начальном осмотре нужно убедиться, что продавец является собственником автомобиля. Сделать это очень просто – сравнением данных в СТС, бумажном ПТС или распечатанном электронном ПТС и паспорте гражданина. Если продажей занимается перекуп, то нужно быть особенно внимательным при изучении технического состояния, а также следует помнить о возможных юридических проблемах у настоящего собственника. Чаще всего, перекуп составляет или передает на подпись покупателю договор от имени владельца, что является нарушением. При длительной продаже владелец может аннулировать учет, новый собственник столкнется с проблемой при регистрации. В общем – нужно здраво оценивать ситуацию, а только затем принимать решение о покупке.
При покупке подержанного экземпляра есть смысл оценить состояние кузова, на котором могут быть очаги коррозии. Для 5-7-летнего автомобиля ржавчина в арках и на днище будет нормой, особенно если машина передвигалась в крупных городах с зимними дорогами, щедро посыпанными солью. Реагенты могут нанести вред электрической проводке, поэтому при обнаружении ржавчины нужно внимательнее проверять электрическую и электронную системы. Иногда коррозия является следствием плохого ремонта кузова после аварии – восстановление вмятин и маскировка швов шпаклевкой рассчитано только на пару лет. Затем слой начинает отходить от металла и начинается активная коррозия.
Салон
Внешний вид салона любого автомобиля позволяет примерно определить пробег и понять отношение собственников к машине. Скорость износа обшивок кресел и пластика напрямую зависит от класса автомобиля – дешевые материалы очень быстро протираются и покрываются царапинами. И есть обратная ситуация – качественные материалы сохраняют исходный вид через 300-400 тыс. км. При регулярном уходе отделка салона прослужит еще больше, особенно требовательны к уходу кожаные кресла. При нарушении правил эксплуатации кожа становится тусклой и покрывается сеткой трещин.
Системы микроклимата
При проверке электромобиля нужно обязательно убедиться в исправности системы микроклимата. Следует включить обогрев воздуха, а также кондиционер. Базовая проверка без использования оборудования не является полностью достоверной – покупатель почувствует изменение температуры воздуха, но неизвестно, насколько оно будет соответствовать требованиям производителя автомобиля. В электромобилях используются разные системы микроклимата, что нужно учитывать при проверке. На современных моделях применяется тепловой насос, который диагностируется только в условиях специализированного сервиса.
Батарея
Одним из основных показателей состояния батареи является индекс SOH. Параметр указывает на соотношение текущей и исходной емкости аккумулятора, которая постепенно падает. Снижение емкости приводит к сокращению запаса хода при любой скорости. При недостаточной емкости может падать динамика разгона – электроника ограничивает силу тока в цепи электродвигателей, добиваясь оптимального баланса между динамическими возможностями и запасом хода. Срок службы батареи зависит от производителя и варьируется в пределах 6-10 лет. В теории, если АКБ вышел из строя раньше, то можно заявить претензию производителю автомобиля. На практике в условиях 2024 г. такие претензии рассматриваться просто не будут.
Основной способ проверки батареи – компьютерная диагностика с использованием специального сканера, показывающего проблемные ячейки. Проверку можно выполнить только в сервисе, никакой кустарный метод не даст даже близкого к истине результата. Покупая электромобиль нужно понимать, что машина не рассчитана на обслуживание своими силами или в гаражной мастерской. Нужно понимать, что существуют методики компьютерной корректировки показаний счетчика ресурса АКБ (по подобию изменения данных одометра). Определить вмешательство в счетчики может только специалист, способный анализировать различные параметры состояния АКБ.
При использовании нормального сканера можно определить не только состояние ячеек, но и количество циклов зарядки-разрядки, которое напрямую влияет на остаточное состояние АКБ. В памяти блока управления хранится статистика по типу использовавшихся зарядных станций. При частом использовании оборудования, позволяющего быстро восстановить емкость, батарея деградирует. Это замечание касается не всех производителей, при диагностике нужно учитывать марку и год выпуска электромобиля, от которых зависит конструкция тяговой АКБ.
Батарея является одним из самых дорогих узлов электромобиля, конструкция которого позволяет производить достаточно быструю замену АКБ. Существуют специализированные сервисы, которые производят ремонт аккумуляторов с заменой вышедших из строя ячеек. Восстановление обойдется недешево, иногда проблемой становится поиск или доставка ячеек. Приобретать тяговые АКБ на разборке не лучшая затея – ассортимент запчастей откровенно скудный, а техническое состояние батареи неизвестно.
На всех электромобилях устанавливается вспомогательная свинцово-кислотная батарея на 12 В. АКБ имеет стандартный типоразмер, срок службы зависит от множества факторов. Стоимость вспомогательного аккумулятора невелика – источник питания используется и на автомобилях с двигателем внутреннего сгорания. Установка 12-вольтовой батареи на электромобиле необходима для питания системы управления и сохранения настрое на припаркованном автомобиле.
Батарея электромобиля расположена под полом кузова и имеет прочный корпус, который повышает жесткость кузова. АКБ находится в зоне риска повреждения при наезде на неровности дороги. При осмотре на подъемнике нужно убедиться в отсутствии следов ударов и коррозии. Если корпус был закрыт пластиковыми щитками, то экраны должны оставаться целыми. В противном случае в зазор между АКБ и кузовом будет попадать вода и грязь, вызывая коррозию.
Остаточный запас хода
Проверить запас хода на полностью заряженной батарее при покупке практически невозможно – едва ли продавец согласиться ездить с каждым клиентом по несколько часов, ожидая полной разрядки аккумулятора. Индикация на щитке приборов с указанием запаса хода не дает никакой полезной информации, поскольку не учитывает условия движения. При спокойных разгонах батарея может работать нормально, а повышенные нагрузки могут оказаться проблемой для АКБ.
Тест-драйв позволяет понять исправность системы рекуперации – электромобиль при торможении переводит электродвигатели в режим генератора и подзаряжает тяговую АКБ. Информация о работе системы выводится на дисплей щитка приборов. Отображаемые сведения будут весьма поверхностными, проверка электромобиля на ходу должна дополнять полноценную компьютерную диагностику, а не подменять ее. Значения рекуперации зависят от скорости движения и интенсивности разгона – при плавном управлении восстановление заряда АКБ за счет инерции будет на 70-80% компенсировать разряд. При резких разгонах затраты электроэнергии будут выше и процент восстановления окажется ниже.
Теоретически, можно сравнить показания запаса хода на экране щитка приборов при полностью заряженной батарее с паспортными данными. Сравнение снова не совсем корректно, оно никак не учитывает деградацию АКБ. При покупке любого автомобиля можно договориться о пробной поездке, за рулем может быть владелец или покупатель. Для машин с электрическим приводом нужно проехать не менее 20-30 км в разных условиях, что позволит оценить динамику падения запаса хода и заряда батареи. Если АКБ находится в плохом состоянии, то это будет сразу видно по цифрам на экране бортового компьютера. Подтвердить догадку о необходимости замены батареи позволит только качественная диагностика сканером.
Зарядка
В идеале при проверке электромобиля нужно убедиться в исправности системы зарядки. Нужно выбирать машину, совместимую с имеющейся в регионе эксплуатации инфраструктурой зарядок. В противном случае придется приобретать переходники, что не совсем удобно. Для теста нужно найти зарядную станцию и подключить кабель к разъему, а затем оценить ход процесса восстановления емкости. Проверка будет носить поверхностный характер, зарядку нужно контролировать сканером, а понять поток информации сможет только специалист. Обычный покупатель достоверно определит только один параметр – зарядка работает или нет. Еще один параметр, о котором иногда забывают при выборе – длительность зарядки в зависимости от мощности станции. Не исключено, что автомобиль будет заряжаться достаточно долго, что создаст неудобства для владельца.
Механическая часть
Электромобиль отличается простотой трансмиссии, в состав которой входят планетарные редукторы в приводе колес. При эксплуатации редукторы практически не требуют обслуживания и выходят из строя только при сильных ударах. Отдельно стоит упомянуть тормоза электромобилей, которые достаточно мало используются для изменения скорости. Гашение скорости во многом осуществляется рекуперативным способом, что снижает нагрузку на тормоза. В результате на механизмах образуется коррозия, блокирующая подвижность колодок. При регулярном обслуживании электромобиля в сервисе таких проблем нет. Также нужно обратить внимание на состояние покрышек, которые из-за особенностей электромобиля истираются достаточно быстро (на 25-30% сильнее, чем на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания). Износ связан с высоким крутящим моментом, доступным уже с самого начала движения, а также нагрузки от системы рекуперативного торможения.
Заключение
Проверка электромобиля перед покупкой предусматривает осмотр кузова, а также диагностику тяговой батареи. Состояние АКБ корректно определит только специалист, при самостоятельной диагностике легко допустить ошибки. Нельзя забывать и юридической составляющей, поскольку автомобиль может быть в залоге или иметь запрет на регистрацию.