Ряд владельцев регулярно пытается сэкономить на обслуживании или ремонте, покупая дешевые запчасти, масла и жидкости непонятного происхождения. Выгода оказывается копеечной, зато последствия использования дешевого моторного масла обходятся дорого.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Требования к моторному маслу указываются производителем
автомобиля в инструкции по эксплуатации и могут дублироваться на информационной бирке в моторном отсеке. Пренебрежение нормативами приводит к избыточному угару масла с образованием отложений, ухудшению условий смазки при холодном старте и плохому теплоотводу от омываемых маслом поверхностей.
Отложения
Наиболее частой проблемой от использования низкосортного масла являются отложения на внутренней части двигателя. Интенсивность образования отложений усиливается при длительном использовании масла – замене по пробегу вместо учета моточасов. Синтетические масла рассчитаны на 250-300 часов работы двигателя, что при средней скорости 25 км/ч (типична для города) дает интервал между заменами не более 7500 км. Качественное масло на синтетической основе не дает большого числа отложений и прослужит до замены по регламенту через 10-12 тыс. км без большого вреда для двигателя.
Низкосортное масло теряет характеристики через 120-150 часов, что эквивалентно всего 3000-3500 км пробега. Из-за недостаточного количества присадок масло склонно к образованию отложений. Помимо ухудшения условий смазки будут наблюдаться проблемы с регуляторами фаз, что приведет к ошибкам по цепям. Для восстановления двигатель придется разбирать и промывать, особенно сложно удалить отложения из каналов подачи масла под давлением внутри блока и головки. Регуляторы фаз придется менять, восстановить работоспособность муфт после загрязнения нагаром от масла невозможно.
Угар
Низкокачественное масло склонно к ускоренному выгоранию с выбросом частиц в выпускную систему. Попавшее в каталитический нейтрализатор масло приводит к перегреву и разрушению керамической вставки. Дальнейшее развитие ситуации зависит от конструкции двигателя – в лучшем случае увеличится расход топлива. В худшем – керамическую пыль начнет затягивать в камеры сгорания, частицы повредят зеркала цилиндров, задиры способствуют дополнительному угару масла. Процесс износа становится циклическим, выводя двигатель из строя.
Частая замена как вариант экономии
Использование дешевого масла с более частой заменой не имеет смысла с экономической точки зрения. Нельзя забывать о пониженном содержании присадок и не очень высоких моющих характеристиках слишком дешевых масел. В результате даже при замене через 3-5 тыс. км двигатель будет изнашиваться интенсивнее, чем при использовании рекомендованного масла с интервалом между ТО по отработанным моточасам или через 10-12 тыс. км.
Пренебрежение регламентом
Водители, редко эксплуатирующие автомобиль, пытаются сэкономить на обслуживании путем перехода на замену масла по километражу. Логика проста – машина проезжает регламентные 10 тыс. км между ТО за два года, следовательно, масло можно менять через 24 месяца, экономия налицо. По факту масло в двигателе деградирует из-за постоянного контакта с воздухом, картерными газами и топливом. При редкой эксплуатации в двигателе образуется конденсат, вода не прибавляет маслу долговечности, хотя и быстро выпаривается при нагреве. Масло при редком использовании двигателя может разделяться на слои по плотности с образованием нерастворимого осадка. Последнее замечание особенно касается дешевых масел.
Недолив
Не слишком распространенный способ экономии – заливка масла по нижнему допустимому уровню, что позволяет сократить заправочный объем на 10-15%. Сомнительный способ экономии, поскольку при пуске двигателя уровень падает ниже допустимого значения, увеличиваются риски масляного голодания. Если двигатель склонен к угару масла, то отсутствие запаса приведет к дефициту смазки и ускоренному износу трущихся деталей.
Доливка
Иногда владельцы автомобилей с двигателями, расходующими много масла, предпочитают его постоянную доливку регламентной замене. При этом не учитывается деградация старого масла с образованием осадка. Изношенный двигатель нужно ремонтировать или менять на контрактный, а затем обслуживать в соответствии с регламентом. В противном случае есть риск остановиться на безлюдной дороге в морозную ночь и часами дожидаться эвакуатора.
Как можно снизить расходы на масло
Сэкономить на моторном масле можно путем использования масел от не слишком именитых нефтеперерабатывающих компаний или предприятий, замешивающих масла по сторонним заказам под разными брендами. Важно учитывать основу масла, вязкость и соответствие стандартам и допускам, указанным производителем автомобиля в сервисной документации. Экономия не превысит 2-4 тыс. руб. в зависимости от марки масла и объема системы смазки. Насколько чувствительно такое снижение расходов – решать только человеку, оплачивающему обслуживание автомобиля.
Заключение
Экономия на моторном масле относится к сомнительным методам снижения расходов на содержание автомобиля. Использование масел с несоответствующими характеристиками или с небольшим содержанием присадок приводит к загрязнению двигателя нагаром и ускоренному износу трущихся деталей. Копеечная экономия в итоге обернется большими расходами на капитальный ремонт двигателя.