Двигатели с оппозитным расположением цилиндров в серийном производстве на 2024 г. используют Subaru и Porsche, а также ряд изготовителей мотоциклов. Моторы имеют небольшую высоту и позволяют сместить центр тяжести ближе к земле, что положительно сказывается на поведении автомобиля. Вместе с тем оппозитная схема создает сложности при эксплуатации и обслуживании, что и предопределяет ее невысокую популярность.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Оппозитный двигатель или Boxer имеет два ряда цилиндров, расположенных горизонтально. Компоновка позволяет снизить высоту мотора, одновременно создавая сложности с установкой агрегата на автомобиль. Из-за большой (по сравнению с двигателями рядного или V-образного типа) ширины оппозитный агрегат достаточно сложно вписать в моторный отсек. При работе мотора поршни смежных цилиндров идут в противоположных направлениях и одновременно выходят в верхние мертвые точки.
Иногда к оппозитным двигателям относят агрегаты с горизонтальным расположением блока цилиндров. Такие моторы хорошо известны в России по автобусам Ikarus. Называть их оппозитными нельзя, поскольку в них нет движущихся навстречу друг другу поршней. Компоновка с горизонтальным расположением цилиндров позволяет снизить высоту двигателя и вписать его в тесное пространство под полом автобусов.
Еще одной сферой использования оппозитных моторов была Формула-1. Автомобили Ferrari образца 70-х гг. прошлого века оснащались оппозитными атмосферными моторами и были одними из быстрейших в чемпионате. Затем с приходом эры граунд-эффекта оппозитная компоновка стала непригодной и Ferrari перешла на V-образные двигатели. Оппозитные моторы используются в легкомоторной авиации – компании Lycoming Engines и Rotax выпускают несколько моделей агрегатов с 4-8 цилиндрами.
Что касается надежности, то она определяется конструкцией мотора. На двигателях Subaru поколения EJ не совсем удачна конструкция рубашки охлаждения, что приводит к неравномерному нагреву задних цилиндров. Проблема не критична на атмосферных моделях, при установке турбины и повышенной термической напряженности приводит к прихватам поршня и повреждениям зеркала цилиндра.
Преимущества схемы
Оппозитные двигатели позволяют:
- сместить ближе к земле центр тяжести и улучшить управляемость на высоких скоростях;
- за счет меньшей длины сместить силовой агрегат за линию передней оси и расширить диапазон изменения развесовки;
- использовать на автомобилях с полным приводом полуоси с одинаковыми габаритами, что также положительно сказывается на управляемости.
Долговечность
Ресурс оппозитных двигателей зависит от условий эксплуатации и степени форсировки. Моторы Subaru без наддува способны пройти до капитального ремонта свыше 300-350 тыс. км. Ситуация с двигателями с турбинами сложнее – высокая степень форсировки, напряженный термический режим и постоянная эксплуатация в критических режимах приводят к падению ресурса. Зачастую владельцы машин вынуждены отдавать двигатель в ремонт на 80-100 тыс. км, что откровенно мало в современных условиях.
Одной из проблем оппозитных моторов, напрямую проистекающей из компоновочной схемы, является малая ширина коренных и шатунных шеек. В результате увеличиваются нагрузки, что заставляет производителей ограничивать мощность на серийных двигателях. Даже несмотря на ограничения ресурс вкладышей на Subaru невелик – на Porsche такой проблемы нет. Нужно отметить, что гоночные моторы, рассчитанные на небольшие пробеги, не имеют мощностных ограничений.
Усложнение привода ГРМ
Наличие двух горизонтально расположенных рядов цилиндров несколько усложняет привод распределительных валов. На двигателях Subaru использовался единый ремень с несколькими обводными и натяжными роликами. Также применялись две цепи, каждая со своим натяжным и направляющим башмаком. Доступ к лобовой крышке достаточно ограниченный, что затрудняет процесс замены.
Расход масла
Горизонтальное расположение цилиндров способствует скапливанию моторного масла, которое не может быстро стекать в поддон. В результате возможен повышенный угар масла, хотя такая проблема касается только некоторых двигателей Subaru. Владельцы отмечают, что расход может доходить до 2 л на 5-6 тыс. км, что достаточно много, хотя и не критично. Угар во многом зависит от стиля езды, модели двигателя и года выпуска – на Subaru с целью снижения потерь вводили поршневые кольца с меньшей толщиной. Горизонтальное расположение зеркал приводит к их неравномерной смазке и износу, что отмечается многими владельцами Subaru. Еще одно замечание – стук поршней в момент перекладки, который характерен для ряда моторов Subaru, но не встречается на Porsche.
Сложное обслуживание
На оппозитных двигателях доступ к свечам затруднителен из-за плотной компоновки моторного отсека. Сложности со снятием и установкой свечей хорошо знакомы владельцам автомобилей Subaru.
Заключение
Оппозитные двигатели не получили широкого распространения из-за не слишком удобной с точки зрения обслуживания компоновки. Моторы используются на ряде моделей Subaru и Porsche, позволяя улучшить управляемость и развесовку – параметры, важные для машин с хорошими динамическими возможностями. Покупая такие автомобили, нужно быть готовым к повышенным затратам на обслуживание и ремонт.