С осени 2024 г. произошло очередное увеличение утилизационного налога на ввозимые из-за рубежа автомобили. Нововведение коснулось не всех и сохранена возможность уплаты сбора по старым ставкам.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Ставка
Размер утилизационного налога или сбора регламентируется Минпромторгом, который постоянно увеличивает тарифы, мотивируя рост желанием заставить иностранных производителей строить заводы по выпуску машин в России. Нужно понимать, что сбор начисляется на любые автомобили – ввозимые в РФ новые или подержанные либо выпущенные в РФ. Сумма сбора рассчитывается как произведение базовой ставки на повышающий коэффициент, размер которого зависит от ряда факторов. Принятая программа поэтапного увеличения предусматривает введение новой ставки с 1 октября 2024 г. Механизм регулирования ставки и размер коэффициентов регламентируются постановлением Правительства РФ №1291.
Нововведения
Изменение системы начисления сбора коснется не всех покупателей автомобилей. Повышение затронет только людей, приобретающих новые или подержанные автомобили вне границ РФ для последующего ввоза и перепродажи в России. Причем помимо повышения сбора с октября 2024 г. предусматривается дальнейшее последовательное увеличение сбора вплоть до 2030 г. Правило касается физических и юридических лиц, распространяется на любые автомобили, дорожную или строительную технику, а также прицепы вне зависимости от типа и габаритов.
Наиболее популярной категорией для ввоза для перепродажи являются легковые автомобили с двигателями объемом до 2 л. В результате изменения тарифов сумма сбора с октября дойдет до 0,556 млн руб. и будет увеличиваться поэтапно на 10-20% в год, что доведет утилизационный сбор в 2030 г. до неприличных 1,172 млн руб.
Есть маленький нюанс – разработчики нормативного акта не учитывали инфляцию и увеличение цен на автомобили, вполне возможно, что к 2030 г. сумма сбора будет не слишком значительной на фоне цены автомобиля.
Льготная категория
Изменение тарифа не коснется людей, приобретающих и ввозящих автомобиль для собственных нужд. Правило распространяется на машины, оснащенные двигателями объемом до 3 л при условии полноценной оплаты таможенных пошлин. Владелец не имеет права продавать машину на протяжении 12 месяцев, в противном случае придется доплачивать разницу за утилизационный сбор.
Если планируется ввоз для собственного использования машины с двигателем объемом от 3 л, то сбор с октября 2024 г. увеличивается в 2 раза. Нужно понимать, что льготное оформление распространяется на автомобили, выпущенные не более трех лет назад. На более старые машины распространяется увеличенный коэффициент, делающий покупку просто невыгодной. С другой стороны – льготный сбор за машины с двигателями от 3 л не старше трех лет в 30 раз превышает тариф за такую же модель с мотором до 2-х литров.
Одновременно льготный тариф на машины с моторами от 3 до 3,5 л для личного применения не отличается от сбора на автомобили для перепродажи. При этом в категории автомобилей с моторами от 3,5 л разница сбора для машин до трех и старше трех лет не столь велика и составляет чуть меньше 400 тыс. руб. Таковы парадоксы российского законодательства, которые нужно изучить перед покупкой транспортного средства за пределами РФ.
Нюансы
При ввозе автомобиля в РФ требуется заполнить бланк расчета суммы сбора. Помимо сведений о личности человека и дате пересечения границы есть раздел назначения ввозимого автомобиля или прицепа. Нужно выбрать пункт «для личного использования», а затем учесть еще ряд тонких моментов. Обязательным условием для причисления к льготной категории является оформление по пассажирской таможенной декларации. Если оформление осуществляется по товарной декларации, то сбор рассчитывается по полноценной схеме (вне зависимости от наличия пометки о ввозе машины для личного применения). С подобной проблемой массово столкнулись граждане в середине 2023 г., впоследствии конфликт был улажен.
Внимание! Есть еще один подводный камень – полноценный сбор распространяется на автомобили, ранее ввезенные в страны-участницы ЕАЭС не по пассажирской декларации.
Заключение
Минимальная ставка сбора распространяется на ввозимые автомобили не старше трех лет с двигателем объемом до 3 л при условии приобретения машины для личного использования. В остальных случаях транспортные средства подпадают под повышенные коэффициенты, что приводит к резкому увеличению сбора и конечной цены машины, специальной техники или прицепа.