Утильсбор-2024: как при покупке подержанной машины не заплатить «лишние» 1,5 миллиона?

Утильсбор-2024: как при покупке подержанной машины не заплатить «лишние» 1,5 миллиона?

С осени 2024 г. произошло очередное увеличение утилизационного налога на ввозимые из-за рубежа автомобили. Нововведение коснулось не всех и сохранена возможность уплаты сбора по старым ставкам. 

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Как выбрать летнюю резину для автомобиля Как выбрать летнюю резину для автомобиля

Ставка

Размер утилизационного налога или сбора регламентируется Минпромторгом, который постоянно увеличивает тарифы, мотивируя рост желанием заставить иностранных производителей строить заводы по выпуску машин в России. Нужно понимать, что сбор начисляется на любые автомобили – ввозимые в РФ новые или подержанные либо выпущенные в РФ. Сумма сбора рассчитывается как произведение базовой ставки на повышающий коэффициент, размер которого зависит от ряда факторов. Принятая программа поэтапного увеличения предусматривает введение новой ставки с 1 октября 2024 г. Механизм регулирования ставки и размер коэффициентов регламентируются постановлением Правительства РФ №1291.

Нововведения

Изменение системы начисления сбора коснется не всех покупателей автомобилей. Повышение затронет только людей, приобретающих новые или подержанные автомобили вне границ РФ для последующего ввоза и перепродажи в России. Причем помимо повышения сбора с октября 2024 г. предусматривается дальнейшее последовательное увеличение сбора вплоть до 2030 г. Правило касается физических и юридических лиц, распространяется на любые автомобили, дорожную или строительную технику, а также прицепы вне зависимости от типа и габаритов.
Наиболее популярной категорией для ввоза для перепродажи являются легковые автомобили с двигателями объемом до 2 л. В результате изменения тарифов сумма сбора с октября дойдет до 0,556 млн руб. и будет увеличиваться поэтапно на 10-20% в год, что доведет утилизационный сбор в 2030 г. до неприличных 1,172 млн руб. 
Есть маленький нюанс – разработчики нормативного акта не учитывали инфляцию и увеличение цен на автомобили, вполне возможно, что к 2030 г. сумма сбора будет не слишком значительной на фоне цены автомобиля.

Льготная категория

Изменение тарифа не коснется людей, приобретающих и ввозящих автомобиль для собственных нужд. Правило распространяется на машины, оснащенные двигателями объемом до 3 л при условии полноценной оплаты таможенных пошлин. Владелец не имеет права продавать машину на протяжении 12 месяцев, в противном случае придется доплачивать разницу за утилизационный сбор. 
Если планируется ввоз для собственного использования машины с двигателем объемом от 3 л, то сбор с октября 2024 г. увеличивается в 2 раза. Нужно понимать, что льготное оформление распространяется на автомобили, выпущенные не более трех лет назад. На более старые машины распространяется увеличенный коэффициент, делающий покупку просто невыгодной. С другой стороны – льготный сбор за машины с двигателями от 3 л не старше трех лет в 30 раз превышает тариф за такую же модель с мотором до 2-х литров. 
Одновременно льготный тариф на машины с моторами от 3 до 3,5 л для личного применения не отличается от сбора на автомобили для перепродажи. При этом в категории автомобилей с моторами от 3,5 л разница сбора для машин до трех и старше трех лет не столь велика и составляет чуть меньше 400 тыс. руб. Таковы парадоксы российского законодательства, которые нужно изучить перед покупкой транспортного средства за пределами РФ.

Нюансы

При ввозе автомобиля в РФ требуется заполнить бланк расчета суммы сбора. Помимо сведений о личности человека и дате пересечения границы есть раздел назначения ввозимого автомобиля или прицепа. Нужно выбрать пункт «для личного использования», а затем учесть еще ряд тонких моментов. Обязательным условием для причисления к льготной категории является оформление по пассажирской таможенной декларации. Если оформление осуществляется по товарной декларации, то сбор рассчитывается по полноценной схеме (вне зависимости от наличия пометки о ввозе машины для личного применения). С подобной проблемой массово столкнулись граждане в середине 2023 г., впоследствии конфликт был улажен. 
Внимание! Есть еще один подводный камень – полноценный сбор распространяется на автомобили, ранее ввезенные в страны-участницы ЕАЭС не по пассажирской декларации.
Дополнительные тонкости:
  1. Гражданин имеет право льготного ввоза только одной машины на протяжении 12 месяцев. В противном случае за второй автомобиль придется заплатить полноценный сбор. Таким методом государство стремится перекрыть путь для ввоза и перепродажи автомобилей.
  2. Для сохранения льготного сбора необходимо официальное оформление машины на человека, который платил утилизационный взнос. При этом не запрещается доверять управление автомобилем третьим лицам.
  3. Если документы на таможенное оформление были поданы до 1 октября 2024 г., то при расчете сбора будут учитываться старые тарифы. Правило распространяется на автомобили, дорожно-строительную технику и прицепы разных типов, ввезенные в РФ для любых целей физическими либо юридическими лицами.

Заключение

Минимальная ставка сбора распространяется на ввозимые автомобили не старше трех лет с двигателем объемом до 3 л при условии приобретения машины для личного использования. В остальных случаях транспортные средства подпадают под повышенные коэффициенты, что приводит к резкому увеличению сбора и конечной цены машины, специальной техники или прицепа.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?