Автомобиль должен быть конструктивно простым, ремонтопригодным и неприхотливым. Это такое укоренившееся мнение, которое пока разделяет большинство — особенно те, кто родился в 20 веке или получил соответствующее воспитание. Однако мир давно изменился, и сегодня на дорогах встречаются различные чудеса техники, такие как гибрид. О его плюсах и минусах подробнее в статье.
Ну, по слову уже понятно — помесь чего-то с чем-то. Так и есть, в гибридном авто крутящий момент обеспечивает электрический мотор. А ДВС только подпитывает его и не дает разряжаться, выполняя роль генератора.
Внимание! Известны также модели, в которых ДВС работает в паре не с электромотором, а с пневматикой на сжатом воздухе. Однако пока последний вариант не получил широкого распространения.
Изобрел первый в мире гибрид Фердинанд Порше. Это было в далеком 1900 году. После этого идею подхватили и стали совершенствовать, однако в 20 веке она широко не прижилась. Конструировать двигатель внутреннего сгорания тогда было проще, дешевле и практичнее. Вернулись к доктрине гибрида лишь в начале нового тысячелетия — сначала японцы установили такой агрегат на Honda Insight и Toyota Prius. А потом пошло-поехало.
Виды гибридных установок
Сегодня применяют 4 основных вида таких установок:
Последовательная или классическая. Схема такая: крутящий момент на колеса передает электрическая установка, а ДВС работает как генератор и заряжает батареи током. С приводом бензиновый или дизельный агрегат никак не связан. По сути, настоящий электромобиль, который подзаряжается на ходу. Один из автомобилей с таким мотором — Шевроле Вольт.
Параллельная. Здесь электрическая установка в передаче привода не участвует. Она лишь помогает ДВС дополнительно развивать крутящий момент и тягу, когда автомобиль испытывает нагрузки. К примеру, подключается при старте с места, на горке и т. д. Одна из известных моделей авто с такой схемой — Хонда Ци Эр З.
Последовательно-параллельная. В этой схеме КМ распределяется поровну. Одну часть пути автомобиль преодолевает чисто на электромоторе, другую — исключительно на ДВС. Пример — вся линейка Тойота Лексус, включая известную модель Приус.
Подзаряжаемая. Все, как и в остальных схемах, но есть возможность восполнять запас батареи от зарядной станции — по аналогии с электромобилями. Пример — Митсубиси Аутлендер PHEV.
За что хвалят гибрид
Это более динамичные и экономичные машины, если сравнивать их с классическими авто. В гибридной схеме предусмотрены дополнительные кВт и КМ, а помощь электромотора помогает снизить расход топлива.
Подробнее о плюсах:
Экология. Очевидно, что при работе электромотора экологии не наносится ущерб. ДВС здесь работает частично, расходует мало топлива, соответственно меньше дымит и выбрасывает вредных веществ.
Расход топлива. Передача эстафеты электромотору на малых скоростях и холостом ходе, заметно экономит топливо. В среднем гибрид тратит горючее на 25% меньше автомобилей с ДВС.
Езда в городе. В пробках и заторах, когда машина большую часть времени работает на ХХ, экономится горючее.
За что ругают гибрид
Гибриды значительно дороже автомобилей с обычным двигателем. Причем разница в цене настолько велика, что экономия горючего не окупается даже за 10 лет эксплуатации. К примеру, Тойота Приус у дилеров стоит не меньше 2,3 млн. рублей.
Другие минусы:
Ремонт. Автомобили этого типа конструктивно сложны, поэтому трудно будет найти специалистов с соответствующими навыками. Да и по стоимости, работа обойдется намного дороже.
Зима. В мороз батареи гибридных установок могут саморазряжаться и терять ресурс.
Еще один недостаток часто утрируется на форумах — утилизация аккумуляторов после их повреждения. Но батарейный блок гибридных авто не одноразовый. Сравнивать его с масляным фильтром или другим расходником на один сезон, в корне не верно. Спросите у владельцев таких авто — многие скажут, что за 5-6 лет владения они даже не задумывались о том, где в машине находится АКБ и что с ней делать.
Кроме того, хотя батареи и деградируют со временем (теряют емкость), сдавать их сразу в утиль необязательно. Отдельные компоненты успешно заменяются новыми, тем самым, можно возвратить системе первозданную функциональность. Таким образом, проблема с аккумуляторами в гибридном авто может не возникнуть за весь срок эксплуатации или легко решится за деньги.
У некоторых гибридов возможны конструктивные дефекты — как и у обычных машин. Но чаще всего «детские болячки» вскрываются из-за небрежной эксплуатации.
Какие гибридные авто лучше
По большей части, это вопрос вкуса. Все автомобили такого типа динамичны и экономичны. Производят их разные бренды. Гибриды есть у корейской Хендай, немецкой БМВ, американской Шевроле. Поэтому любители конкретной марки могут не изменять своим предпочтениям и спокойно «электрифицироваться», заменив стандартный ДВС на гибрид.
Все же, мы составили рейтинг лучших гибридов на 2022 год, беря во внимание спрос. По сути, это топ самых покупаемых гибридов в мире. А если их предпочитает большинство, наверное, они и лучше остальных — хотя, это спорное мнение. Популярным автомобиль часто искусственно делают маркетологи. Итак, ниже список из 10 авто этого типа.
Kia Niro Hybrid. Корейский внедорожник, изначально разработанный как гибрид. Другими словами, это не модификация отдельного модельного ряда. Развивает оптимальную скорость в 162 км/ч. Рывок с места — 11 секунд. Потребление горючего — до 3,5 литра/100 км. ДВС на 1.6 литра, коробка передач автоматическая, 6-ступенчатая.
BMW X5 xDrive 40E. Гибридный внедорожник от знаменитого баварского концерна. Является дополнительной, «зеленой» версией классического «Икс пятого». Под капотом бензиновый ДВС на 245 л. с., работающий в паре с 113-сильным электромотором. Коробка передач — 8-ступенчатый автомат. Расход горючего — 3,4 л/100 км. АКБ полностью берет зарядку всего за 4 часа.
Ford Fusion Hybrid. Фордовский седан, оснащенный мощной силовой системой. Есть ЭУР, функциональная торпеда с сенсором, мультимедиа, климат-контроль. Двигатель на 2.0 литра развивает 188 л. с., разгон до 100 км/ч — за 8,5 секунд. Расход топлива — не более 5,7 литра.
Toyota Prius. Первый в современном мире серийный гибрид. Оснащен 122-сильным движком, с КПД 40% — самая мощная гибридная установка из всех известных. Максимальная скорость на трассе — 180 км/ч. Расход горючего крайне экономичный — всего 2,5 л на 100 км пути.
Toyota Rav 4 Hybrid. Выпускается японским производителем с 1994 года, а в 2018 состоялся дебют нового пятого поколения уже с ГСУ. Развивает 152 л. с. мощности, оптимальная скорость — 180 км/ч. Сжигает на 100 км — около 5 литров топлива. Оборудуется джип 4WD. В качестве ДВС выступает 2,4-литровый силовой агрегат на бензине. Коробка передач — вариатор с электронным управлением.
Volvo XC90. Гибридный автомобиль от шведского производителя. Выделяется инновационными материалами интерьера, просторным 5-местным салоном, наличием двухзонного климат-контроля, графической приборной панелью. Оборудован двигателем на 2.0 литра, развивающим 391 л. с. Расходует на 100 км не более 2,5 литра бензина или солярки (в зависимости от модификации).
Lexus CT200H. Японский хэтчбек, построенный на платформе Toyota Prius. Оборудован тем же 122-сильным движком, но отличается более изысканным дизайном и шикарным во всех смыслах интерьером. Короче, одни плюсы, кроме единственного упущения — тесный задний ряд.
Chevrolet Volt. Оборудован 4-цилиндровым 151-сильным ДВС и сразу двумя электромоторами. Это позволяет лучше сохранять накопленный заряд, машина более отзывчиво ведет себя в любом режиме передвижения, даже с электромотором. АКБ полностью заряжается за 4,5 часа, но если использовать специальную зарядную станцию, то время сокращается почти вдвое. Разгоняется до сотни за 8,4 секунды. Расходует не более 5,6 литра топлива.
Honda Insight 3. Красивый седан от японского производителя, сочетающий современный дизайн и богатое оснащение. Оборудуется 1,5-литровым ДВС и двумя электромоторами на 1,2 кВт. Разгоняется до сотни за 8 секунд.
Audi A6. В линейке этого немецкого производителя также есть гибрид. Популярный полноприводный седан A6 успешно сочетает электромотор и 4-цилиндровый ДВС 2.0 TFSI. Расход топлива — всего 1,9 литра на 100 км. Разгон до сотни — за 5,6 секунд.
Так стоит ли покупать гибридный автомобиль? Да, потому что он существенно дешевле в содержании (реже требует замены расходников, меньше потребляет горючего) и стильно выглядит. Нет, так как стоит пока значительно дороже, хуже ведет себя на трассе и требует постоянной зарядки аккумуляторов. По официальным данным «Автостат» на прошлый год, в России насчитали всего 160 000 гибридов, что составляет 0,4% всего рынка. Такая же ситуация в странах СНГ. Вывод — гибридные авто не пользуются популярностью в наших странах. И это легко объяснимо: высокая цена, сложный ремонт и прочие минусы.