Автомобили с двигателем внутреннего сгорания оснащаются силовыми установками нескольких типов. Анализ себестоимости поездок должен учитывать ежегодные пробеги, динамику изменения цен на топливо, затраты на ремонт и обслуживание, исходную стоимость и цену автомобиля при продаже. Многообразие критериев оценки не дает возможности однозначно выделить тип двигателя, наиболее выгодный с экономической точки зрения.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
На автомобилях используются двигатели:
- с искровым зажиганием на жидком или газообразном топливе;
- с воспламенением от сжатия, работающие в основном на жидком топливе (газодизельные силовые установки характерны для грузового транспорта).
Двигатель внутреннего сгорания может быть частью гибридной силовой установки, причем существует несколько вариантов гибридов. Простейший вариант – установка стартер-генератора и второй бортовой сети напряжением 48В. Немного сложнее устроены параллельные гибриды с дополнительным электродвигателем, принимающим участие в разгоне.
Типичным примером такого гибрида является Toyota Prius, расходующая в городских условиях не более 4-5 л бензина, что практически в 1,5-2 раза меньше аналогов с классическим ДВС.
Существуют гибриды PHEV с тяговым электродвигателем и батареей, рассчитанной на 50-100 км движения. Концепция PHEV позволяет снизить расход топлива до 0,5-0,7 л на 100 км пути до момента разряда батареи, затем аккумулятор заряжается от работающего ДВС или от внешней сети. При отключении электрической тяги расход топлива гибридами PHEV доходит до значений, соответствующих автомобилям с классической силовой установкой.
Бензиновые двигатели
В РФ для легковых автомобилей большее распространение получили бензиновые двигатели. Одной из причин является отсутствие должного обслуживания современных дизелей, оснащенных системой впрыска Common Rail с повышенным давлением. Для бензина нет разделения на сезонные сорта, топливо легко создается рабочую смесь при отрицательной температуре воздуха. Расход бензина сильно зависит от рабочего объема и условий эксплуатации. Например, автомобиль класса С с двигателем объемом 1,4-1,6 л с турбиной и роботизированной коробкой вполне реально уложить в расход около 5,5 л на 100 км на трассе и в 8-8,5 л в городе.
Дизель
Дизельные двигатели окупаются только при больших ежегодных пробегах. Современный двигатель с воспламенением от сжатия по уровню комфорта не уступает бензиновым аналогам. Несколько больший уровень вибраций и шума гасится дополнительной изоляцией моторного отсека. С 80-х гг. прошлого века дизели оснащаются свечами накаливания, упрощающими запуск при отрицательной температуре воздуха. Дизель выгоден при больших пробегах, имея расход на 15-30% (в зависимости от условий) ниже бензинового аналога.
При эксплуатации дизельного автомобиля важно своевременно переходить на соответствующий сезону сорт топлива. Для современных дизелей необходимо периодически пополнять запас жидкости Ad-Blue (раствор мочевины), необходимой для снижения токсичности отработавших газов. Наличие системы впрыска Ad-Blue иногда делает эксплуатацию дизельного двигателя невозможной в условиях низких температур – жидкость замерзает в бачке, а обогреватель стоит только возле заборной трубки.
Общие выводы
Бензиновый двигатель с турбиной подходит для регулярных поездок на расстояния свыше 100 км в условиях города или по трассе. Бензин не кристаллизуется и не теряет текучесть при низкой температуре окружающей среды. Для работы системы нейтрализации бензинового двигателя не требуется дополнительных жидкостей (даже при наличии системы улавливания сажи, введенной для двигателей стандарта Евро-6). Бензин в среднем стоит на 7-10% ниже дизельного топлива, что частично компенсирует больший расход.
Дизель является оптимальным решением для автомобилей, постоянно используемых для дальних поездок. Экономия на топливе проявляется лишь при больших ежегодных пробегах, при этом обслуживание дизеля всегда несколько дороже, чем бензинового двигателя. При эксплуатации автомобиля в разных климатических зонах важно своевременно переходить на соответствующий температуре воздуха тип топлива. Большим преимуществом дизеля является крутящий момент, обеспечивающий уверенный разгон практически с оборотов холостого хода, а также отсутствие явно выраженной турбоямы (характерной для бензиновых двигателей с наддувом).
Гибрид параллельного типа позволяет сократить расход топлива в городских условиях, на трассе разница практически отсутствует. При этом вся рентабельность эксплуатации перечеркивается выходом из строя тяговой батареи или иных компонентов электрической части силовой установки. Гибрид PHEV идеален с точки зрения расхода топлива при ежедневных поездках на расстояние не более 50-70 км, а также возможности заряжать батарею от внешней сети. Есть один нюанс – цена нового гибрида PHEV выше аналогичной машины с ДВС, разница в цене будет окупаться долго. Кроме того, выход из строя тяговой батареи лишь увеличит срок окупаемости или сделает гибрид убыточным.
Рыночные реалии
Ситуация на автомобильном рынке в РФ по состоянию на 2025 г. такова, что основной поток новых машин идет из Китая. Отличительной особенностью китайского автопрома является игнорирование дизеля – автомобили оснащены бензиновыми двигателями, для «премиального» сегмента предлагаются гибридные силовые установки. Целесообразность покупки гибрида только ради экономии топлива сомнительна – минимальный расход достижим только при поездках на расстояние не более 50-70 км и возможности зарядки батареи от внешнего источника. Переход на движение от ДВС мгновенно перечеркивает все преимущества гибрида.
Вопрос выбора стоит только в случае покупки автомобиля с поставкой по обходным схемам из Европы или приобретения машины на вторичном рынке. Первый вариант достаточно затратный с финансовой точки зрения, покупатель, готовый отдать за автомобиль 5-7 млн руб. и более едва ли будет беспокоиться о расходе топлива. Рынок подержанных автомобилей своеобразен – в РФ в основном представлены гибриды японских марок, хотя постепенно начинают привозить машины с гибридной установкой PHEV из Европы.
Дизельный двигатель оптимален для коммерческих автомобилей или внедорожников. Именно в этом сегменте доля бензиновых агрегатов минимальна, а гибридные силовые установки практически не найти. Дизель за счет высокого крутящего момента и относительно низкого удельного расхода топлива обеспечивает приемлемую себестоимость перевозок. Внедорожник с дизелем обладает лучшей проходимостью за счет запаса тяги практически во всем диапазоне оборотов.
Примеры расчета
В качестве примера рассмотрим расход топлива для разных силовых установок Skoda Kodiaq выпуска 2025 г. Все автомобили в таблице имеют привод на передние колеса и оснащены роботизированной коробкой с двойным сцеплением.
Поскольку автомобиль не поставляется в РФ официально, то придется оперировать ценами в Европе. Базовая комплектация с 1,5-литровым двигателем обойдется минимум в 42,9 тыс. евро, дизель стоит 46,5 тыс. евро, а гибрид PHEV – 48,53 тыс. евро. Таким образом, гибрид будет дороже бензинового аналога на 5,63 тыс. евро, что примерно эквивалентно 524 тыс. руб. По сравнению с дизелем гибрид дороже на 2,03 тыс. евро или около 190 тыс. руб. По факту разница в цене автомобилей в РФ окажется выше из-за разных ставок при таможенном оформлении.
При цене бензина А-95 около 60 руб. в реалиях середины 2025 г. на разницу в цене можно купить около 8700 л. При этом разница в расходе (примем за аксиому, что автомобиль PHEV передвигается только в городе) составит около 6 л на 100 км. Таким образом, разница в цене окупится через (8700/6,6)*100 – примерно 130 тыс. км. Расчет не учитывает множество факторов, но по итогу гибрид даст теоретическую выгоду не ранее, чем через 100-110 тыс. км. К этому моменту явно придется менять или перебирать тяговую батарею, что приведет к лишним затратам.
По сравнению с дизелем срок окупаемости будет несколько иной – стоимость топлива составляет на середину 2025 г. около 67 руб. На разницу можно купить около 2800 л топлива, которого при дельте расхода около 5,2 л хватит на 46-47 тыс. км. Таким образом, гибрид по сравнению с дизелем окупается быстрее, но дизельные автомобили покупаются для дальних поездок, при которых все преимущество PHEV в расходе топлива нивелируется.
Эксплуатация гибридного автомобиля оправдана при покупке подержанного экземпляра – цены машин с пробегом мало отличаются от аналогов с бензиновым двигателем. Экономия на топливе будет ощутимой, хотя нельзя исключать риски незапланированных трат. Тяговая батарея имеет ограниченный ресурс и может потребовать замены или ремонта с установкой части новых ячеек (при наличии элементов на рынке запасных частей).
Например, сравним паспортные характеристики Toyota Prius XW50 и Corolla E210, оснащенных вариаторами. Первый автомобиль оснащен гибридной установкой на основе 99-сильного двигателя, второй – бензиновым мотором мощностью 122 силы либо 116 сил для версии для рынка Японии (такой вариант силовой установки весьма распространен на вторичном рынке). Паспортный расход гибрида составляет 3 л на 100 км в смешанном цикле, второй расходует в аналогичных условиях 6,3 л бензина. Итоговая разница составит с учетом реальных условий эксплуатации не менее 4 л на 100 км.
Цена гибридного Toyota Prius XW50 выпуска 2020 г. с пробегом до 100 тыс. км составит около 2,1 млн руб. Седан Corolla E210 с аналогичным годом выпуска и пробегом можно купить за 1,6-1,7 млн руб. Автомобили будут достаточно близки по уровню оснащения и динамическим возможностям. Итоговая разница составит не менее 500 тыс. руб. Насколько рентабельна покупка гибрида на таких условиях – решать только покупателю. В любом случае, окупить разницу в цене за счет меньшего расхода топлива не получится.
Заключение
По состоянию на 2025 г. в РФ целесообразна покупка автомобиля с бензиновым двигателем с турбиной. Дизели распространены мало, хотя и выгоднее в случае больших (свыше 50-60 тыс. км) ежегодных пробегов. Гибридные модели остаются своего рода экзотикой – экономия на топливе может быть разом перечеркнута проблемами с батареей, вполне естественными для машин с пробегами. Покупать новый гибрид из соображений экономии топлива не имеет никакого практического смысла, подержанный экземпляр наиболее выгоден в плане расхода горючего вне зависимости от условий эксплуатации.